23 января 2020 г. |
Дело N А21-4024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" Фролова А.В. (доверенность от 21.08.2019), от муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Гавревой И.Н. (доверенность от 03.07.2019 N 104),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А21-4024/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7 Сервис", адрес: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 1, эт. 2, пом. 10, ОГРН 1143926018565, ИНН 3906325902 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному предприятию коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", адрес: 236023, Калининградская обл., Калининград, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Водоканал), о понуждении заключить договор снабжения холодной водой и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах N ВВ-ОДН-2018/2 (далее - Договор), находящихся в управлении Общества, в соответствии с офертой от 26.02.2018 N 90.
Водоканал обратился к Обществу со встречным иском о заключении договора водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в редакции, предложенной Водоканалом.
Решением от 11.06.2019 суд урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении Договора, в том числе, редакцию части 1 пункта 4, пунктов 5 и 6, пункта 7, части 3 пункта 13; во встречном иске отказал. При этом суд первой инстанции часть 2 пункта 4 Договора исключил, пункт 4 Договора оставил в редакции Общества, а именно: "4. Условия приобретения коммунальных ресурсов. Приобретение холодной питьевой воды и водоотведения осуществляется только если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса для целей использования и содержания общего имущества в данном многоквартирном доме".
Суд первой инстанции принял пункты 5 и 6 Договора в редакции Водоканала: "5. Определение объемов поставленной холодной воды, отведенных сточных вод.
5.1. Объемы поставленной по настоящему договору холодной воды, отведенных сточных вод определяются на 23 число каждого расчетного периода (календарного месяца) по каждому многоквартирному дому с оформлением Ресурсоснабжающей организацией в срок, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, акта поставки коммунальных ресурсов, составляемого по форме универсального передаточного документа, оформляемого в порядке, указанном в пункте 4.3 настоящего договора (далее акт поставки). Акт поставки составляется на основании сведений об объемах потребленных по настоящему договору коммунальных ресурсов, представляемых Управляющей организацией и Ресурсоснабжающей организацией в срок не позднее I числа месяца, следующего за расчетным.
5.2. Объемы поставленной холодной воды измеряются в кубических метрах и определяются в соответствии с пунктом 21.1 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. При этом объемы поставленной холодной воды определяются в соответствии с подпунктом "б" пункта 21.1 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, в том числе, в случаях истечения межповерочного интервала, работы общедомового прибора учета в нештатных ситуациях, а также при непредставлении Исполнителем в установленный срок показаний общедомовых приборов учета.
5.3. Объемы отведенных сточных вод измеряются в кубических метрах и определяются в соответствии с пунктом 21.1 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. При этом подпункт "б" пункта 21.1 Правил заключения договоров ресурсоснабжения применяется, в том числе, в случаях истечения межповерочного интервала, работы общедомового прибора учета сточных вод в нештатных ситуациях, а также при непредставлении Управляющей организацией в установленный срок показаний общедомовых приборов учета сточных вод.
5.4. Определение объемов поставленной холодной воды или сточных вод с использованием показаний общедомового прибора учета холодной воды или сточных вод при его установке (также после его ремонта, замены, поверки) и введении в эксплуатацию в установленном настоящим договором порядке начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОПУ введен в эксплуатацию.
5.5. В целях определения фактических объемов коммунальных ресурсов, потребленных в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, Ресурсоснабжающая организация формирует сведения об определении объемов, потребленных коммунальных ресурсов в каждом расчетном периоде, по форме, согласованной сторонами. Формирование таких сведений осуществляется Ресурсоснабжающей организацией путем сбора и занесения в форму информации о показаниях общедомовых приборов учета, а также путем определения объемов потребленных коммунальных ресурсов с учетом объемов потребленных коммунальных ресурсов субпотребителями.
5.6. Расчеты фактических объемов потребленных коммунальных ресурсов в каждом многоквартирном доме в жилых, нежилых помещениях, необходимых для определения объемов коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, производятся Ресурсоснабжающей организацией с предоставлением Управляющей организацией информации по утвержденным формам в срок, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
5.7. Ресурсоснабжающая организация проводит корректировку объемов коммунальных ресурсов, в том числе, относящуюся к прошедшим расчетным периодам, в случаях, когда изменение объемов потребленных потребителями коммунальных услуг связано с проведением Ресурсоснабжающей организацией перерасчетов размера платы за коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме по основаниям и в порядке, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Такие корректировки учитываются при определении объемов потребленных по настоящему договору коммунальных ресурсов в текущем расчетном периоде.
6. Сроки и порядок определения стоимости коммунальных ресурсов. 6.1. Оплата по настоящему договору осуществляется Управляющей организацией по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тарифы на холодную воду и водоотведение установлены для Ресурсоснабжающей организации на основании нормативных правовых актов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования сторонами и вводятся в сроки, оговоренные указанными нормативными правовыми актами. Изменение тарифов на холодную воду и водоотведение в период действия настоящего договора не требует его переоформления. Стоимость коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, рассчитывается с использованием тарифов, установленных для населения.
6.2. Стоимость потребленных коммунальных ресурсов определяется по каждому многоквартирному дому в каждый расчетный период исходя из действующих в соответствующий расчетный период тарифов (цен) на холодную воду, водоотведение, объемов потребленных коммунальных ресурсов, определенных в соответствующий расчетный период. Стоимость холодной воды, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, определяется в расчетном периоде с учетом повышающих коэффициентов в случаях и в порядке применения повышающих коэффициентов, установленных в пункте 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
6.3. Стоимость потребленных коммунальных ресурсов в каждом расчетном периоде отражается в акте поставки: - в качестве акта поставки используется универсальный передаточный документ, оформляемый по форме, приведенной в приложении N 1 к письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, - в качестве корректирующего акта используется универсальный корректировочный документ по форме, приведенной в письме ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20- 15/86@".
Суд первой инстанции принял пункт 7 Договора в следующей редакции: "7. Качество приобретаемых коммунальных ресурсов. При подаче холодной воды и осуществлении водоотведения в соответствии с настоящим Договором Ресурсоснабжающей организацией должно быть обеспечено выполнение всех требований, установленных действующим законодательством".
Пункт 13 Договора суд первой инстанции согласовал в следующей редакции: "13. Установка коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и сточных вод и подключение данных приборов, а также индивидуальных приборов учета данных ресурсов к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета.
1. Стороны несут обязательства по оборудованию многоквартирных домов, находящихся в управлении Управляющей организации, коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и сточных вод в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными применимыми законами и нормативными правовыми актами.
2. Управляющая организация в случае если указанные в части 1 настоящего пункта приборы учета установлены в границе балансовой принадлежности инженерных систем Управляющей организации, обязуется предоставить Ресурсоснабжающей организации возможность подключения данных приборов учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний данных приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам.
3. В случае установки указанных в части 1 настоящего пункта приборов учета Ресурсоснабжающей организацией в соответствии с частью 12 статьи 13 указанного в части 1 настоящего пункта федерального закона, расходы Ресурсоснабжающей организации, связанные с установкой указанных приборов учета, подлежат возмещению потребителями в соответствии с положениями части 12 статьи 13 указанного федерального закона и настоящей части. Ресурсоснабжающая организация предъявляет требование о возмещении указанных расходов непосредственно потребителям в соответствующих многоквартирных домах".
Часть 5 пункта 17 Договора суд первой инстанции принял в следующей редакции: "17. Применение договора.
5. Отношения сторон, соответствующие предмету настоящего Договора, но прямо им не регламентированные, осуществляются в соответствии с обязательными правилами, установленными законом и иными нормативными правовыми актами, и по соглашению сторон. В том числе в таком соответствии определяется порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей, порядок проверки достоверности сведений о показаниях приборов учета, предоставленных потребителями, включая уведомление сторон о таких проверках и право сторон участия в таких проверках, порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности приборов учета".
Постановлением апелляционного суда от 09.10.2019 решение от 11.06.2019 изменено: из Договора исключены пункт 4 и часть 5 пункта 17; пункты 7 и 13 Договора приняты в редакции Водоканала, а именно, пункт 7 (согласно нумерации апелляционного суда пункт 6) принят в следующей редакции: "6. Качество приобретаемых коммунальных ресурсов.
1. Качество холодной воды должно соответствовать требованиям к качеству коммунальных услуг по холодному водоснабжению, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Качество холодной воды, подаваемой Ресурсоснабжающей организацией в многоквартирные дома, должно обеспечивать Исполнителю возможность осуществлять надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При обнаружении Исполнителем, в т.ч. при поступлении жалоб от потребителей по вопросам нарушения качества коммунальных услуг, фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем потребителям или части потребителей коммунальных услуг в связи с нарушениями (авариями), возникшими по причинам, зависящим от Ресурсоснабжающей организации, Исполнитель и Ресурсоснабжающая организация обязаны провести проверку качества поставленной холодной воды и оказания услуг водоотведения с участием уполномоченных представителей сторон и оформить акт нарушения качества потребленных коммунальных ресурсов (далее - акт нарушения качества) с обязательным указанием в таком акте причин предоставления коммунальных услуг и поставки холодной воды или оказания услуг водоотведения с нарушением качества и (или) в ненадлежащем объеме. Отношения сторон по срокам проведения такой проверки, порядку ее проведения, порядку составления акта нарушения качества регулируются Разделом X Правил предоставления коммунальных услуг. Акты нарушения качества оформляются в виде акта проверки нарушения качества поставки холодной воды (отведения сточных вод) и акта проверки восстановления (надлежащего качества) холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, когда представитель Ресурсоснабжающей организации не явился для участия в составлении акта, такой акт составляется и подписывается остальными участниками с указанием в акте информации о неявке представителя Ресурсоснабжающей организации.
2. Производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой Исполнителю с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды".
3. Качество подаваемой холодной питьевой воды должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Допускается временное несоответствие качества питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
4. Контроль качества питьевой воды, поставляемой в многоквартирные дома, включает в себя пробы холодной (питьевой) воды, проведение лабораторных исследований и испытаний в организации. аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отбор проб холодной (питьевой) воды, в том числе отбор параллельных проб, должен производиться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Ресурсоснабжающая организация обязана известить Исполнителя о времени и месте отбора проб холодной (питьевой) воды не позднее 3 суток до проведения отбора. Места отбора проб воды в каждом многоквартирном доме устанавливаются в месте исполнения обязательств Ресурсоснабжающей организации по подаче коммунальных ресурсов, которыми являются точки на границе эксплуатационной ответственности Исполнителя и Ресурсоснабжающей организации по водопроводным сетям";
Пункт 13 (в нумерации апелляционного суда пункт 12) Договора принят в редакции: "12. 13. Установка коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и сточных вод и подключение данных приборов, а также индивидуальных приборов учета данных ресурсов к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета.
1. Стороны несут обязательства по оборудованию многоквартирных домов, находящихся в управлении Управляющей организации, коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и сточных вод в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными применимыми законами и нормативными правовыми актами.
2. Управляющая организация в случае если указанные в части 1 настоящего пункта приборы учета установлены в границе балансовой принадлежности инженерных систем Управляющей организации, обязуется предоставить Ресурсоснабжающей организации возможность подключения данных приборов учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний данных приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам.
З. Установка общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод осуществляется Исполнителем по проекту, выполненному в соответствии с техническими условиями и согласованному с Ресурсоснабжающей организацией. Изменение схемы установки общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод осуществляется по согласованию с Ресурсоснабжающей организацией. Замена общедомового прибора учета холодной воды, сточных вод без изменения схемы его установки осуществляется без предоставления нового проекта.
4. При принятии решения собственниками помещений в многоквартирном доме об установке общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод Исполнитель обязан согласовать с Ресурсоснабжающей организацией технические условия на установку общедомового прибора учета и дату его установки в каждом многоквартирном доме, которая должна определяться Исполнителем не позднее срока установки общедомового прибора учета, определенного в договоре, содержащем условия предоставления коммунальных услуг Исполнителем потребителям, или в решении собственников помещений об установке общедомового прибора учета. Если такой срок решением общего собрания собственников помещений в каком - либо из многоквартирных домов не определен, то срок установки общедомового прибора учета не должен превышать 3-х месяцев с даты принятия решения собственников помещений об установке общедомового прибора учета в соответствующем многоквартирном доме. Ресурсоснабжающей организация обязана направить своего представителя для участия в приемке в эксплуатацию установленного Исполнителем общедомового прибора учета холодной воды, сточных вод. При отсутствии замечаний составляется и подписывается двухсторонний акт допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию. После подписания акта уполномоченный представитель Ресурсоснабжающей организации пломбирует общедомовый прибор учета. За действия Ресурсоснабжающей организации по выдаче технических условий на установку обшедомовых приборов учета и по введению установленных Исполнителем или привлекаемыми им третьими лицами общедомовых приборов учета в эксплуатацию, плата с Абонента не взимается.
5. Стороны настоящего договора обязаны обеспечить введение в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета, в том числе установленных после очередной их поверки, ремонта или замены, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем их установки. Исполнитель обязан обеспечить допуск представителей Ресурсоснабжающей организации для оформления введения общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод в эксплуатацию и их опломбирования, в том числе ОПУ холодной воды, установленных Ресурсоснабжающей организацией в порядке, регламентируемом Законом об энергосбережении.
6. По многоквартирным домам, в которых собственники помещений имеют обязанность установить общедомовые приборы учета холодной воды, но в которых отсутствует техническая возможность их установки. Стороны составляют акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета холодной воды. Ресурсоснабжающей организация обязана направить своего представителя для составления такого акта в срок не позднее 10 рабочих дней после получения от Исполнителя соответствующей заявки, составленной, в том числе, по требованию потребителя. Исполнитель вправе составить акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета холодной воды в одностороннем порядке и представить его Ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающей организация вправе проверить достоверность сведении, содержащихся в таком акте в течение 10 рабочих дней после даты его представления Исполнителю, а при неосуществлении такой проверки в указанный срок, обязана принять акт, составленный Исполнителем: в указанном случае датой составления акта признается дата его представления Исполнителем Ресурсоснабжающей организации. При возникновении разногласий между Исполнителем и Ресурсоснабжающей организацией о наличии или отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также о допуске или отказе в допуске общедомового прибора учета холодной воды в эксплуатацию, соответствующие споры Стороны разрешают с приглашением представителя Ростехнадзора. Если представителем Ростехнадзора будет подтвержден факт отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды, акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета признается составленным на дату его подписания стороной, указавшей в акте информацию об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды, но не ранее даты представления такого акта Ресурсоснабжающей организации.
7. Любая из сторон настоящего договора, обнаружившая выход из строя общедомового прибора учета холодной воды, горячей воды, сточных вод, фиксирует время и дату выхода из строя общедомового прибора учета (в т.ч. в журнале показаний приборов учета, если жилищным законодательством установлена обязанность для стороны настоящего договора по ведению такого жзфнала) и немедленно (не более чем в течение суток) уведомляет об этом другую сторону, а также сообщает данные о показаниях прибора учета на момент его выхода из строя. Если дата выхода из строя прибора учета неизвестна, прибор учета считается вышедшим из строя начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет объемов холодной воды, горячей воды, сточных вод путем введения в эксплуатацию соответствующего общедомового прибора учета.
8. В случае выхода общедомового прибора учета холодной воды из эксплуатации и необеспечения Исполнителем его ремонта, замены или поверки в срок, установленный Законом об энергосбережении. Ресурсоснабжающей организация вправе осуществить действия по обеспечению надлежащей эксплуатации такого общедомового прибора учета с последующим возмещением соответствующих затрат за счет Исполнителя.
9. Установка Исполнителем в многоквартирных домах индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, а также их ремонт и (или) замена осуществляются по заявкам потребителей коммунальных услуг, направляемых Исполнителю. Исполнитель сообщает Ресурсоснабжающей организации информацию об установленных и введенных ими в эксплуатацию индивидуальных приборах учета, а также о случаях их ремонта или замены постоянно в срок не позднее 3-х дней, после проведения таких работ".
Апелляционный суд согласился с редакцией пунктов 5 и 6 Договора, принятой судом первой инстанции.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 09.10.2019 в части урегулирования разногласий относительно условий пунктов 4, 7 и 13 Договора, в данной части оставить в силе решение от 11.06.2019; изменить решение от 11.06.2019 и постановление от 09.10.2019 в части урегулирования разногласий по пунктам 5 и 6 Договора, в данной части принять новый судебный акт, утвердив названные пункты в редакции Общества.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправомерно исключил из Договора пункт 4. Включение в Договор данного условия, основанного на нормативных актах, регулирующих спорные правоотношения, необходимо для обеспечения законных интересов Общества, и, соответственно, исключения злоупотребления правами со стороны Водоканала, которое может быть выражено путем предъявления требования об оплате коммунальных ресурсов в отношении многоквартирных домов, в которых такие ресурсы для указанной цели не потребляются. Податель жалобы полагает, что пункты 5 и 6 Договора должны быть приняты в первоначальной их редакции, в том числе в редакции, которая согласована сторонами. Принятая судами редакция пунктов 5 и 6 Договора наделяет Водоканал дополнительными правами, не предусмотренными действующим законодательством, включение которых в Договор противоречит законным интересам Общества. Изменяя редакцию пункта 7 Договора, содержащего условия, касающиеся параметров качества воды, апелляционный суд утвердил условия Договора, которые не являлись спорными. Утвержденная апелляционным судом редакция пункта 7 Договора повторяет положения нормативных актов, не является необходимым применительно к цели обеспечения прав и законных интересов сторон.
По мнению Общества апелляционный суд неправомерно изменил редакцию части 3 пункта 13 Договора, принятую судом первой инстанции, расширив предмет правового регулирования спорной части данного пункта по сравнению с первоначальной редакцией, а также необоснованно включил в пункт 13 части с 4 по 9. Апелляционный суд не учел, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по установке общедомовых приборов учета, в случае, если они не установлены собственниками помещений в жилом доме, возложена на ресурсоснабжающие организации с последующей оплатой стоимости приборов и расходов ни их установку потребителями. Управляющая организации не несет обязанности по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета. Частью 9 статьи 13 апелляционный суд незаконно возложил на Общество обязанность по установке и ремонту индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в помещениях потребителей.
В отзыве на кассационную жалобу Водоканал просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Водоканала возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (управляющая организация) направило Водоканалу (ресурсоснабжающая организация) оферту от 26.02.2018 N 90 на заключение договора снабжения холодной водой и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, приложив подписанный со стороны Общества проект Договора.
Проект Договора получен Водоканалом и письмом от 14.03.2018 N 1580 возвращен Обществу без подписания. Одновременно Водоканал направил Обществу проект договора водоснабжения и водоотведения на содержание общего имущества многоквартирного дома, составленный в своей редакции.
Ссылаясь на то, что Водоканал обязан заключить договор водоснабжения и водоотведения на содержание общего имущества многоквартирного дома, и проект, предложенный Обществом, соответствует действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Водоканал обратился со встречным иском о заключении аналогичного договора в редакции, предложенной Водоканалом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу части 2 статей 13 и 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергоснабжении и возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.
Частью 3 статей 13 и 14 Закона N 416-ФЗ определено, что договор водоснабжения и водоотведения является публичным договором.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Проект договора должен содержать все существенные условия подлежащего заключению договора, которые исследуются и оцениваются судом при разрешении спора: предмет договора, срок действия договора, размер и сроки внесения платежей, и иные условия.
Апелляционный суд правомерно указал на то, что поскольку между Водоканалом и Обществом возникли разногласия, в целях придания условиям договора правовой определенности, а также в целях исключения в последующем в ходе исполнения договора споров и противоречий, суд первой инстанции был вправе проверить все условия договора на соответствие их нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции обоснованно учел, что несмотря на заключение в ходе судебного разбирательства соглашения по урегулированию разногласий, стороны устранили разногласия в части. Кроме того, в порядке статьи 49 АПК РФ стороны об изменении исковых требований не заявляли. Первоначально на рассмотрение суда были вынесены разногласия по всему договору, а не по его части.
Кассационная инстанция учитывает, что Водоканал в апелляционной жалобе оспаривал редакцию пунктов 4, 7, 13 и части 5 пункта 17 Договора, которую утвердил суд первой инстанции. В связи с этим апелляционный суд, повторно рассматривая дело на основании статьи 268 АПК РФ, проверил законность и обоснованность решения в части урегулирования разногласий по этим пунктам и пришел к выводу об изменении их редакции.
В отзыве на апелляционную жалобу Общества Водоканал указал, что в рамках рассмотрения спора в суде первой инстанции он возражал против изложения пунктов 5 и 6 в редакции Общества; Водоканал согласен с редакцией названных пунктов, которую утвердил суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах довод Общества о том, что суды первой и апелляционной инстанции вышли за пределы своих полномочий, урегулировав разногласия, по пунктам, по которым стороны разногласий не заявляли, является несостоятельным.
При рассмотрении разногласий по пункту 5 Договора, предусматривающему порядок определения объемов поставленной холодной воды и отведенных сточных вод, а также по пункту 6, устанавливающему сроки и порядок определения стоимости коммунальных ресурсов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что редакция этих пунктов, предложенная Водоканалом, наиболее соответствует Правилам N 124 и Правилам N 354.
В кассационной жалобе Общество не согласно с выводом апелляционного суда об исключении из Договора пункта 4, который в редакции, принятой судом первой инстанции, предусматривает, что приобретение холодной питьевой воды и водоотведения осуществляется только если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса для целей использования и содержания общего имущества в данном многоквартирном доме.
Исключая данный пункт из Договора, апелляционный суд правомерно указал, что сам факт заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения для содержания общего имущества между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией говорит о том, что данные ресурсы потребляются многоквартирными домами, находящимися в управлении управляющей компании. Пункт 4 Договора должен был быть исключен, поскольку заключение договора в отношении домов, в которых фактически отсутствует потребление ресурса в силу отсутствия коммунальных систем, не предусмотрено действующим законодательством.
Принимая пункт 7 Договора, определяющий качество холодной воды и порядок контроля качества воды, в редакции Водоканала, апелляционный суд обоснованно указал, на то, что редакция ресурсоснабжающей организации не вступает в противоречие с нормами действующего законодательства, содержит ссылку на раздел Х Правил N 354, определяющий порядок установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества. Апелляционная инстанция отметила, что суд первой инстанции принял редакцию пункта 7 Договора, не содержащую в себе параметры качества воды, порядок контроля качества воды. Вместе с тем, данные условия являются обязательными при заключении договора.
В кассационной жалобе Общество просит пункт 13 Договора оставить в редакции, принятой судом первой инстанции. По мнению подателя жалобы, пункт 13 в редакции, принятой апелляционным судом, необоснованно возлагает на Общество дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. В частях 3 и 4 пункта 13 Договора в редакции, принятой апелляционным судом, предусмотрена обязанность Управляющей компании по установке общедомовых приборов учета, в то время как действующим законодательством эта обязанность возложена на ресурсоснабжающую организацию. В части 9 пункта 13 Договора в редакции, принятой апелляционным судом неправомерно предусмотрена обязанность Управляющей компании по установке, ремонту и замене индивидуальных приборов учета холодной воды и горячей воды в помещениях потребителей.
Кассационная инстанция считает, что довод ответчика о том, что апелляционный суд неправомерно возложил на Управляющую компанию обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в горячей воде, противоречит положениям подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и подпункту "с" пункта 31 Правил N 354, обязывающих управляющую организацию обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Кассационная инстанция также считает, что редакция части 9 пункта 13, принятая апелляционным судом, предусматривающая, что установка исполнителем в многоквартирных домах индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, а также их ремонт и (или) замена осуществляются по заявкам потребителей коммунальных услуг, направляемых исполнителю, не противоречит пунктам 31 и 32 Правил N 354, статье 13 Федерального закона от 21.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данная редакция части 9 пункта 13 Договора не возлагает на Управляющую компанию обязанность по установке, ремонту и замене индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в помещениях потребителей. Часть 9 пункта 13 в редакции, принятой апелляционным судом, не запрещает Управляющей компании на основании заявки потребителей производить установку, ремонт и замену индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, (расходы на которые в силу действующего законодательства несут собственники помещений), в связи с чем не ущемляет прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно приняли пункты 5 и 6 Договора в редакции Водоканала. Апелляционный суд обоснованно изменил решение в части урегулирования разногласий по пунктам 4, 7, 13 и части 5 пункта 17, и принял их в редакции Водоканала.
Поскольку апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, кассационная инстанция считает необходимым оставить без изменения постановление апелляционного суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А21-4024/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.