24 января 2020 г. |
Дело N А56-41695/2018/тр |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковлева А.Э., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
при участии представителя временного управляющего Панченко Д.В. - Петров А.Н. (доверенность от 22.08.2019), представителя АО "Балтстрой" - Комарова Д.А. (доверенность от 24.09.2019), представителя ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина" Мокеевой Н.С. (доверенность от 25.12.2019),
рассмотрев 22.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу временного управляющего акционерного общества "Балтстрой" Панченко Дениса Валерьевича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 07.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 по делу N А56-41695/2018/тр.23,
установил:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2018 в отношении акционерного общества "БалтСтрой", адрес: 194044, Санкт-Петербург, Пироговская набережная, дом 17, корпус 7, ОГРН 1027802497690, ИНН 7804079525 (далее - Общество, должник), введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Панченко Денис Валерьевич, сообщение об этом 18.08.2018 опубликовано в газете "Коммерсантъ".
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина", адрес: 119019, Москва, улица Волхонка, дом 12, ОГРН 1037739281161, ИНН 7704018416 (далее - ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина", Музей), 13.06.2019 обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило включить в реестр требований кредиторов должника (далее - Реестр) требование в размере 32 285 611 руб.
Определением суда первой инстанции от 07.07.2019 заявленное ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" требование признано обоснованным и подлежащим включению в Реестр с отнесением к третьей очереди удовлетворения в размере 32 102 100 руб., в остальной части во включении в реестр отказано, производство по требованию в указанной части прекращено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 определение от 07.07.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе временный управляющий Панченко Д.В., ссылаясь на допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить определение от 07.07.2019 и постановление от 18.10.2019, принять новый судебный акт, которым заявление о включении требования в Реестр оставить без рассмотрения.
Податель жалобы полагает, что суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки факту погашения долга путем исполнения акционерным обществом "Россельхозбанк" (далее - Россельхозбанк) обязательств по банковской гарантии.
Как считает временный управляющий Панченко Д.В., суды необоснованно отклонили его довод о том, что рассматриваемое требование кредитора не может быть удовлетворено, поскольку заявлено ненадлежащим лицом.
В судебном заседании представитель АО "Балтстрой" и представитель временного управляющего Панченко Д.В. поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина" возражала против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив законность определения от 07.07.2019 и постановления от 18.10.2019, исходя из доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для обращения ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило наличие у Общества задолженности, подтвержденной решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2018 по делу N А40-142574/17-105-1095, которым с Общества в пользу Музея взысканы денежные средства в размере 32 102 100 руб. неосновательного обогащения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2018 по делу N А40-142574/17-105-1095 оставлено без изменения.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
В данном случае заявленные требования основаны на обязательствах должника, подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, обязательным для исполнения всеми участниками гражданского оборота в силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств отмены вышеуказанного акта, равно как и оплаты задолженности, взысканной судебным актом, суду не представлено.
Доводы о погашении спорного долга путем исполнения Россельхозбанком обязательств по банковской гарантии N GR143500/0025 от 03.07.2014 не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку судами не установлен факт погашения спорного требования указанной банковской гарантией. При этом суд округа принимает во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-142574/2017 от 28.02.2018 и постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 по тому же делу, согласно которым с Общества в пользу ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина" взыскано 32 102 100 руб. неосновательного обогащения в связи с необоснованным применением строительных расценок и коэффициентов, арифметическими ошибками, тогда как в требовании Музея N890/15-укс от 25.06.2018 об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии N GR143500/0025 от 03.07.2014 говорится о возврате излишне полученных денежных средств в общем размере 65 460 738 руб. за невыполненные объемы работ.
Исходя из приведенных положений Закона о банкротстве, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что наличие вступившего в законную силу судебного акта подтверждает обоснованность требования и освобождает заявителя от обязанности доказывать требование по праву другими доказательствами.
Приведенный в кассационной жалобе довод Общества об оставлении требования без рассмотрения в связи с отсутствием полномочий на представление интересов Российской Федерации были исследованы и обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
Согласно абзацу девятому статьи 2 Закона о банкротстве под уполномоченным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 257) Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Постановлением N 257 утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с пунктом 8 которого федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом.
После получения таких документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке (пункты 13, 14 Положения о порядке предъявления требований).
В рассматриваемом случае соглашением от 28.02.2014 полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов в лице Министерства культуры Российской Федерации при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации переданы ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина".
Судебным актом по делу N А40-142574/17 спорные денежные средства взысканы с должника в пользу Музея. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали законный и обоснованный вывод о том, что интересы Российской Федерации в настоящем деле о банкротстве, вытекающие из соглашения от 28.02.2014, вправе представлять ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина".
Нормы материального права применены судами по отношению к рассматриваемым правоотношениям верно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Основания для иной оценки обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего обособленного спора, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 07.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 по делу N А56-41695/2018/тр.23 оставить без изменения, а кассационную жалобу временного управляющего акционерного общества "Балтстрой" Панченко Дениса Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Э. Яковлев |
Судьи |
А.Э. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.