27 января 2020 г. |
Дело N А56-69931/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Лысенко А.К. (доверенность от 08.01.2020), от Государственной административно-технической инспекции Васильевой В.И. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев 22.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А56-69931/2019,
установил:
Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, ОГРН 1127847685778, ИНН 7842489089 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 07.06.2019 N 2897 о назначении административного наказания, которым Комитет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019, в удовлетворении заявления Комитету отказано.
В кассационной жалобе (с учетом поданных 02.12.2019 дополнений к ней) Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные им требования. Податель жалобы настаивает на том, что Комитет не является владельцем элементов благоустройства, отраженных в протоколах осмотра ГАТИ от 17.04.2019 и 24.04.2019. По мнению Комитета, Инспекцией не установлен владелец спорных элементов благоустройства, в том числе деревянного настила. Кроме того, Комитет считает, что на установку деревянного настила не требуется получение ордера ГАТИ. Податель жалобы также указывает на нарушения со стороны Инспекции установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Инспекции возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекция 17.04.2019 провела осмотр пешеходной территории по адресу: Санкт-Петербург, Пионерская пл., д. 1, в ходе которого установила размещение подрядной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - ООО "Триумф") по заданию заказчика (Комитета) элементов благоустройства, а именно: металлических конструкций с площадью основания 25 кв. м, палатки с площадью основания 16 кв. м, мусорных контейнеров, секции временного ограждения, оборудования на земельном участке с кадастровым номером 78:32:0001627:3; палатки с площадью основания 36 кв. м, биотуалетов, секции временного ограждения, оборудования на земельном участке с кадастровым номером 78:32:0001627:1247, в отсутствие ордера ГАТИ.
По результатам повторного осмотра, проведенного Инспекцией 24.04.2019, зафиксировано размещение элементов деревянного настила на территории газона по указанному адресу.
По факту нарушения Комитетом требований пунктов 3.1.1, 4.5, 4.7, 4.8 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных видов работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875), должностным лицом ГАТИ 24.04.2019 составлен протокол N 95219 об административном правонарушении.
Постановлением Инспекции от 07.06.2019 N 2897 Комитет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, ему назначено наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установив обстоятельства дела, суды двух инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого постановления ГАТИ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу пункта 3.1.1 Правил N 875 заказчик обязан до начала производства работ, указанных в разделе 4 названных Правил, получить ордер Инспекции на их производство.
Согласно пунктам 4.5, 4.7, 4.8 Правил N 875 к перечню земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, требующих получения ордера ГАТИ на производство указанных работ, относятся:
- установка и размещение временных ограждений строительных площадок и зон производства работ, в том числе строительных лесов, за исключением установки и размещения временных ограждений на земельных участках, предоставленных для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а также на земельных участках, находящихся в частной собственности, на которых в соответствии с разрешением на строительство разрешено строительство (реконструкция) объекта капитального строительства;
- установка элементов благоустройства площадью более 10 кв. м, а также установка и размещение временных элементов благоустройства площадью более 10 кв. м;
- складирование и размещение временных инженерных коммуникаций, а также материалов, оборудования, временных зданий и сооружений, используемых для производства работ, грунта, отходов, образовавшихся при производстве работ.
Выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей (пункт 1 статьи 14 Закона N 273-70).
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные сторонами в материалы дела доказательства, в том числе протоколы осмотра территории от 17.04.2019 и 24.04.2019 с приложенными к ним фотоматериалами, протокол об административном правонарушении от 24.04.2019 N 95219, суды двух инстанций установили факт нарушения Комитетом Правил N 875.
Судами верно отмечено, что Инспекцией представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о нарушении заявителем вышеуказанных положений действующего законодательства.
Были рассмотрены и обоснованно отклонены судами доводы заявителя о том, что Комитет не является владельцем спорных элементов благоустройства, отраженных в протоколах осмотра ГАТИ от 17.04.2019 и от 24.04.2019, следовательно, в силу данного обстоятельства не может являться субъектом вменяемого правонарушения.
В частности, судами установлено, что спорные элементы благоустройства (палатка, мусорные контейнеры, секции временного ограждения, биотуалеты) были размещены на территории Пионерской площади в период проведения мероприятия "Фестиваль света" (с 20 по 21 апреля 2019 года), организованного Комитетом. Названные обстоятельства подтверждаются следующими документами: согласованиями на проведение мероприятия, полученными Комитетом; заявкой на оформление ордера ГАТИ на размещение элементов благоустройства на период с 13.04.2019 по 24.04.2019 (по результатам рассмотрения которой, Инспекцией принято решение об отказе); письмом Комитета в адрес Инспекции, из которого следует, что Комитет организует проведение фестиваля; заключенным между Комитетом и ООО "Триумф" государственным контрактом от 12.02.2019 N 2/6, согласно которому Комитет является заказчиком проведения фестиваля, а ООО "Триумф" - исполнителем. Именно для проведения указанного мероприятия были размещены зафиксированные в протоколах осмотра элементы благоустройства (их обустройство предусмотрено техническим заданием (приложением к контракту).
Суды, установив, что Комитет как заказчик разместил объекты благоустройства в отсутствие ордера ГАТИ, пришли к выводу о наличии в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения.
В то же время суды не нашли доказательств, свидетельствующих о принятии Комитетом необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязанностей в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, по соблюдению требований Правил N 875, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения.
Вывод судов о наличии вины Комитета во вмененном ему правонарушении согласуется со статьей 1.5, частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как следствие, по делу обоснованно констатирован состав рассматриваемого правонарушения.
Административное наказание назначено заявителю в соответствии с требованиями раздела IV, статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, отвечает характеру и степени общественной опасности деяния, согласуется с принципами юридической ответственности.
По делу не установлено нарушений Инспекцией административной процедуры, равно как и оснований для освобождения Комитета от административной ответственности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Комитета являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А56-69931/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.