27 января 2020 г. |
Дело N А52-5873/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.01.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Независимая экспертная организация" Перегудова И.В. (доверенность от 10.01.2020), от частного учреждения "Учреждение отдыха "Соцтурпроф" директора Герасимова О.В. (протокол от 20.04.2018), Михайлова И.С. (доверенность от 22.11.2019), от Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно - экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Псковской области" Кудрявцева Н.А. (доверенность от 17.01.2020), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Псковской области Матченя Ю.А. (доверенность от 23.04.2019),
рассмотрев 21.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу частного учреждения "Учреждение отдыха "Соцтурпроф" на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А52-5873/2018,
установил:
Частное учреждение "Учреждение отдыха "Соцтурпроф", адрес: 180000, город Псков, улица Кремль, дом 6, ОГРН 1026000974548, ИНН 6027067010 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Псковской области, адрес: 180019, город Псков, Инженерная улица, дом 94, ОГРН 1046000322961, ИНН 6027085570 (далее - Управление), о признании недействительным решения от 30.11.2018 N 1673-2-4-28 о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Независимая экспертная организация", адрес: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 4, литер А, помещение часть 17-Н, ч.п. 93, ОГРН 1117847457529, ИНН 7839452160 (далее - Общество), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Псковской области", адрес: 180021, город Псков, Инженерная улица, дом 5, ОГРН 1066027025415, ИНН 6027094977 (далее - Лаборатория).
Решением суда первой инстанции от 21.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы, изложенные в жалобе, представители Общества посчитали жалобу Общества обоснованной, в связи с чем просили решение и постановление судов отменить, представители Лаборатории и Управления, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы Учреждения отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 20.11.2018 N 566 Управлением в период с 26.11.2018 и 30.11.2018 была проведена внеплановая выездная проверка деятельности Учреждения на предмет исполнения им предписания 08.05.2018 N 183/1/1, в целях подтверждения соответствия результатам оценки расчетной величины пожарного риска для здания частного учреждения, расположенного по адресу: город Псков, Пароменская улица, дом 4.
Учреждением в административный орган был предъявлен отчет по результатам проведения расчета по оценке пожарного риска (далее - отчет, заключение по результатам оценки), подготовленный Обществом, в котором отражено, что индивидуальный пожарный риск для здания, принадлежащего заявителю, не превышает значения, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), условие безопасной эвакуации людей соблюдается.
С целью проверки соответствия результатов оценки расчетной величины пожарного риска указанный отчет управлением направлен в Лабораторию, которая составила техническое заключение по выполнению расчетного обоснования величины индивидуального пожарного риска для принадлежащего частному учреждению объекта от 28.11.2018 N 22 (далее - Техническое заключение N 22), согласно которому расчет индивидуального пожарного риска в Отчете проведен с отступлением от Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС РФ от 30.06.2009 N 382 (далее - Методика N 382).
Получив Техническое заключение N 22, Управлением подготовлено решение, изложенное в письме от 30.11.2018 N 1673-2-4-28 о непринятии расчета по оценке пожарного риска, мотивированное несоответствием расчета Методике.
Учреждение не согласилось с решением Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Учреждения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (статья 20 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований.
В соответствии со статьей 6 Закона N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 63 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 предусмотрено, что в случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется: соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования; соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 272.
В случае выявления в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ.
При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 утверждены Правила "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" вместе с "Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска" (далее - Правила N 272)
В силу пункта 2 Правил N 272 расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пункт 3 Правил N 272 предусматривает, что определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более (пункт 4 Правил N 272).
Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382 утверждена Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (далее - Методика).
Пунктом 7 Методики определено, что расчетная величина индивидуального пожарного риска в здании, сооружении и пожарном отсеке определяется как максимальное значение пожарного риска из рассмотренных сценариев пожара.
Сценарий пожара представляет собой вариант развития пожара с учетом принятого места возникновения и характера его развития. Сценарий пожара определяется на основе данных об объемно-планировочных решениях, о размещении горючей нагрузки и людей на объекте. При расчете рассматриваются сценарии пожара, при которых реализуются наихудшие условия для обеспечения безопасности людей. В качестве сценариев с наихудшими условиями пожара следует рассматривать сценарии, характеризуемые наиболее затрудненными условиями эвакуации людей и (или) наиболее высокой динамикой нарастания ОФП, а именно пожары в помещениях, рассчитанных на единовременное присутствие 50 и более человек; в системах помещений, в которых из-за распространения ОФП возможно быстрое блокирование путей эвакуации (коридоров, эвакуационных выходов и т.д.). При этом очаг пожара выбирается в помещении малого объема вблизи от одного из эвакуационных выходов, либо в помещении с большим количеством горючей нагрузки, характеризующейся высокой скоростью распространения пламени; в помещениях и системах помещений атриумного типа; в системах помещений, в которых из-за недостаточной пропускной способности путей эвакуации возможно возникновение продолжительных скоплений людских потоков.
В случаях, когда перечисленные типы сценариев не отражают всех особенностей объекта, возможно рассмотрение иных сценариев пожара.
В данном случае суды, оценили представленные в материалы дела доказательства, в том числе Отчет, в котором указано, что в сценарии N 2 определено место очага пожара в номере на втором этаже, в котором присутствуют люди; для определения полей опасных факторов пожара на пути эвакуации установлена расчетная точка, которая приближена к лестничной клетке N 2; в других номерах также предусмотрено нахождение людей; эвакуация этих людей происходит по другому пути, но расчетных точек для определения полей опасных факторов пожара на других путях не расставлено, в связи с этим определение опасных факторов пожара, а также оценка наступления опасных факторов пожара в зоне, непосредственно приближенной к очагу пожара, не произведено.
В связи с этим суды сочли, что предъявленное заявителем заключение по результатам оценки не соответствует требованиям Методики N 382.
Ввиду изложенного суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А52-5873/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Частного учреждения "Учреждение отдыха "Соцтурпроф" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.