04 февраля 2020 г. |
Дело N А66-6105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - Пожарова И.В. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А66-6105/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Грамота" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление), изложенного в уведомлении от 19.02.2019 N КУВД-001/2018-6138766/2, об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.05.2018 N 1 к договору аренды нежилого помещения от 11.05.2016, а также возложении на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов Общества путем государственной регистрации указанного дополнительного соглашения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Иванова Людмила Михайловна.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.10.2019, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, считая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Грамота" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "Грамота" (арендатор) и предпринимателем Ивановой Л.М. (арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения от 11.05.2016, по условиям которого Иванова Л.М. передала в аренду Обществу помещение площадью 190,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 7, срок аренды - 4 года (далее - договор аренды).
Помещения принадлежат арендодателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.05.2016.
Названный договор аренды зарегистрирован Управлением 28.10.2016, в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись об обременении объекта недвижимости в виде аренды.
Дополнительным соглашением от 17.05.2018 N 1 в договор аренды внесены изменения в части, касающейся размера арендной платы (пункт 4.11 договора аренды).
Общество 07.11.2018 представило в Управление на регистрацию дополнительное соглашение к договору аренды и необходимые документы.
Управление 15.11.2018 приостановил государственную регистрацию дополнительного соглашения до 15.02.2019 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), сославшись на то, что заявление на регистрацию дополнительного соглашения подано одной из сторон договора аренды - арендатором и не подано со стороны арендодателя.
В дальнейшем Управление на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказало Обществу в государственной регистрации названного дополнительного соглашения к договору аренды по причине, аналогичной указанной в уведомлении о приостановлении, о чем вынесло уведомление от 19.02.2019 N КУВД-001/2018-6138766/2.
Не согласившись с данным решением Управления об отказе в регистрации, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признав, что у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных Федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочих являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам либо помещения или машино-места в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что дополнительное соглашение к договору аренды, как его неотъемлемая часть, может быть зарегистрировано в соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ на основании заявления одной из сторон сделки.
В кассационной жалобе Управление ссылается на ошибочность указанного вывода, сделанного судами первой и апелляционной инстанций. По мнению Управления, в данном случае подлежит применению пункт 3 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, в соответствии с которым государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Законом.
Между тем именно для государственной регистрации аренды недвижимого имущества частью 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ установлено иное, а именно возможность обращения с заявлением о государственной регистрации одной из сторон договора.
Иное толкование части 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ привело бы к парадоксальной ситуации, когда впервые возникающее обременение прав на недвижимое имущество в виде аренды можно зарегистрировать на основании заявления одной из сторон договора, а для государственной регистрации изменений условий такого обременения необходимо обращение всех сторон договора, что представляется весьма затруднительным в случае множественности лиц на стороне арендатора.
Учитывая изложенное, требования Общества удовлетворены правильно, кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А66-6105/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.