06 февраля 2020 г. |
Дело N А56-103749/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга Москот И.В. (доверенность от 17.03.2017), от Администрации Центрального района Санкт-Петербурга Расторгуевой Я.И. (доверенность от 10.01.2020),
рассмотрев 05.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу N А56-103749/2018,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) 5 930 руб. 99 коп. убытков.
Решением суда первой инстанции от 08.07.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.10.2019 указанное решение изменено, исковые требования удовлетворены в сумме 592,24 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, надлежащие сведения по форме СЗВ-М за следующий месяц - сентябрь 2016 года представлены страхователем 07.10.2016, в связи с чем Фонд уже в октябре 2016 года располагая сведениями о работающих пенсионерах.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Фонда отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд выявил факт излишней выплаты страховой пенсии работающему пенсионеру за период с 01.11.2016 по 31.08.2017 в сумме 5 930,99 руб., о чем составлен протокол от 23.11.2017 N 729.
Полагая, что переплата пенсии возникла по причине несвоевременного представления Администрацией сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года (сведения об указанных лицах представлены по форме СЗВ-М тип формы "дополняющая" - 11.07.2017), Фонд письмом от 05.12.2018 уведомил страхователя о возникшем ущербе.
Поскольку указанный ущерб в досудебном порядке Администрацией не возмещен, Фонд обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца, поскольку излишняя выплата страховых пенсий производилась с ноября 2016 года по август 2017 года, при том, что Фонд в указанный период уже располагал сведениями о работающих пенсионерах, исходя из своевременно сданных отчетов по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года и следующие периоды.
Апелляционный суд изменил решение суда, указав на наличие причинно-следственной связи между действиями Администрации, нарушившей срок предоставления отчета формы СЗВ-М за август 2016 года, и излишней выплатой Фондом работающим пенсионерам пенсии в ноябре 2016 года.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда". При этом лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 ГК РФ). В то же время необходимым условием привлечения к ответственности является вина.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, Администрация представила в Фонд сведения формы СЗВ-М август 2016 года 11.07.2017, то есть с нарушением установленного срока.
В связи с отсутствием сведений о застрахованных лицах от работодателя за август 2016 года, работающим пенсионерам была произведена индексация пенсии за период с ноября 2016 года по август 2017 года.
Апелляционный суд посчитал, что Фонд, располагая сведениями в отношении работающих пенсионеров в ноябре 2016 года, имел возможность правильно определить размер пенсии, причитающейся к выплате, с декабря 2016 года.
Вместе с тем из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Фонд располагал сведениями о работающих пенсионерах, исходя из представленных в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М за последующие периоды, в том числе за сентябрь 2016 года, которые были представлены 07.10.2016.
При таких обстоятельствах суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности условий для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в связи с выплатой пенсии в повышенном размере, поскольку Фонд уже в октябре 2016 года располагал сведениями в отношении работающих пенсионеров и имел возможность правильно определить размер пенсии, причитающейся к выплате за ноябрь 2016 года.
При этом суд первой инстанции принял во внимание порядок и сроки принятия Фондом решений о выплате неработающим пенсионерам индексации и пересмотра ранее вынесенных решений, предусмотренные Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н.
С учетом изложенного следует признать, что суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие совокупности обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, возникших за период с 01.11.2016 по 31.08.2017.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для изменения решения суда, которое было вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и с учетом подлежащих применению норм материального права.
На основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда от 10.10.2019 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 08.07.2019 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу N А56-103749/2018 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2019 по делу N А56-103749/2018.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.