10 февраля 2020 г. |
Дело N А66-9606/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" Балюка М.А. (приказ от 11.08.2017 N 30/д),
рассмотрев 05.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А66-9606/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери", адрес: 170004, г. Тверь, ул. Строителей, д. 8, корп. 1, ком. 23, ОГРН 1146952014747, ИНН 6950185135 (далее - ООО "ГУК Пролетарского района г. Твери", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к административной комиссии города Твери, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 34 (далее - административная комиссия) об оспаривании постановления от 05.06.2019 N 1218-АК/19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 28 и статьей 35.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 N 46-ЗО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон Тверской области N 46-ЗО), в виде 25 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2019 оспариваемое постановление от 05.06.2019 N 1218-АК/19 признано незаконным и отменено в связи с недоказанностью в действиях Общества состава правонарушения по пункту 1 статьи 28 Закона Тверской области N 46-ЗО и признанием судом совершенного по статье 35.1 этого же Закона правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2019 решение суда от 31.07.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм процессуального права, просит судебные акты по делу отменить и принять новое решение об отмене оспариваемого постановления административной комиссии. Податель жалобы выражает несогласие с установлением апелляционным судом в действиях Общества состава правонарушения по пункту 1 статьи 28 Закона Тверской области N 46-ЗО, признания судами вмененных заявителю правонарушений малозначительными и настаивает на незаконности оспариваемого постановления в полном объеме по реабилитирующем его основаниям - отсутствием состава правонарушения. В качестве обоснования свое позиции указывает на отсутствие решения собственников многоквартирного дома (МКД) как на установку урн для мусора, так и обязанности управляющей компании устранять графические изображения с фасада МКД.
Представители административной комиссии, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ходе осмотра 19.04.2019 территории по адресу: г. Тверь, 6-я Пролетарская ул., административным органом установлено, что на фасаде дома N 18 имеются выполненные красителем темного цвета графические изображения.
В результате повторного осмотра, проведенного 24.04.2019 факт наличия на фасаде дома этих же графических изображений подтвердился, кроме того в ходе осмотра выявлено отсутствие урн для сбора мусора у всех подъездов дома. Данные факты зафиксированы в актах обследования территории (объекта) от 19.04.2019 и 24.04.2019.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом администрации Пролетарского района в городе Твери 25.04.2019 составлены протоколы об административном правонарушении N 324, 325, административная ответственность за которые предусмотрена пунктом 3 статьи 28 и статьей 35.1 Закона Тверской области N 46-ЗО, соответственно.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административной комиссией вынесено постановление от 05.06.2019 N 1218-АК/19, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 28 и статьей 35.1 Закона Тверской области N 46-ЗО, с назначением 25 000 руб. штрафа, с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и наличием отягчающих вину обстоятельств (повторного привлечения к административной ответственности).
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и счел не доказанным административным органом состава вмененного правонарушения по пункту 1 статьи 28 Закона Тверской области N 46-ЗО (отсутствие урн для мусора). При этом суд не выявил существенных нарушений административной процедуры и указал на малозначительность совершенного правонарушения по статьей 35.1 данного Закона (наличие граффити на фасаде), в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административной комиссии.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, не согласился с выводом суда о недоказанности состава правонарушения по пункту 1 статьи 28 Закона Тверской области N 46-ЗО; однако счел возможным признать оба правонарушения малозначительными и оставил решение суда без изменения.
Суд округа отмечает, что при рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами органа местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Пунктом 25 статьи 16 названного Закона утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 N 368 утверждены Правила благоустройства города Твери (далее - Правила благоустройства), согласно которым они действуют на всей территории города Твери и обязательны для исполнения всеми физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункт 1.2 Правил благоустройства).
Благоустройству подлежит вся территория города Твери, все расположенные на ней здания (включая жилые дома), сооружения и земельные участки, на которых они расположены (пункт 2.1 Правил благоустройства).
Согласно пункту 5.3 Правил благоустройства требования по содержанию зданий, строений, сооружений включают в себя, в том числе очистку их от надписей, рисунков, объявлений, плакатов и иных информационных материалов, а также нанесенных графических изображений.
В силу пункта 5.5.5 означенных Правил собственники, иные правообладатели зданий, строений, сооружений иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны в течение трех суток с момента обнаружения удалить с фасада надписи, рисунки, графические изображения, объявления, плакаты, иную информационно-печатную продукцию.
Закон Тверской области N 46-30 устанавливает административную ответственность физических, должностных и юридических лиц за нарушения законов, иных нормативных правовых актов по предметам исключительного ведения Тверской области, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления в части, не урегулированной федеральным законодательством.
В силу статьи 35.1 указанного Закона административная ответственность наступает за непринятие мер к устранению самовольно размещаемых (вне мест, разрешенных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области) вывесок, объявлений, листовок, иных информационных материалов, графических изображений, надписей с фасадов зданий, строений, сооружений, временных объектов, объектов благоустройства, мест проведения земляных, ремонтных и дорожных работ, наземных частей линейных объектов, объектов наружного освещения.
Суды удостоверились в том, что Общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Тверь, 6-я Пролетарская ул., д. 18, и осуществляет деятельность по содержанию общего имущества указанного дома.
Административной комиссией в подтверждение факта совершения управляющей компанией вмененного административного правонарушения, выразившегося в непринятие мер к устранению графических изображений, надписей с фасада здания представлены фиксирующие правонарушение акты от 19.04.2019 и 24.04.2019 (с фотоматериалами), а также протокол об административном правонарушении от 25.04.2019 N 324.
Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения; суды удостоверились в обоснованной квалификации правонарушения по статье 35.1 Закона Тверской области N 46-ЗО и сочли возможным признать данное правонарушение малозначительным.
Доводы Общества об отсутствии данного состава правонарушения необоснованны, поскольку обязательность принятия мер по устранению надписей с фасада и графических изображений (как этого требует пункт 5.5.5 Правил благоустройства), не корреспондируется с наличием на то волеизъявления собственников многоквартирного дома.
Относительно наличия в деянии Общества нарушения пункта 1 статьи 28 Закона Тверской области N 46-30, суды пришли к различным выводам. По данному эпизоду суд округа соглашается с позицией Общества и выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 3.14 Правил благоустройства у подъездов многоквартирных домом устанавливаются урны.
Пунктом 6.1 (абзац 6) указанных Правил предусмотрено, что содержание и благоустройство территорий земельных участков, в том числе включает в себя установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии, в том числе урн для мусора.
Аналогичная норма содержится и в подпункте 7 пункта 6.144 Правил благоустройства применительно к содержанию придомовой территории многоквартирного дома.
При этом согласно пункту 6.148 этих Правил управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны обеспечить установку урн для мусора у входов в подъезды (с согласия собственников помещений в данном доме) и их своевременную очистку.
Следовательно, согласно означенной оговорке, обязанность установки урн у входа в подъезд обусловлена согласием на это собственников помещений в данном доме.
Таким образом, значимым обстоятельством о недоказанности инкриминируемого Обществу состава по пункту 1 статьи 28 Закона Тверской области N 46-30, является решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г. Тверь, 6-ая Пролетарская, д. 18, оформленного протоколом от 21.01.2019 об отказе от установки урн для сбора мусора у входных групп подъездов дома.
В связи с этим вывод апелляционной инстанции в данной части суд округа считает ошибочным. Однако поскольку апелляционный суд названное правонарушение признал малозначительным, то его вывод не повлиял в целом на оценку судом первой инстанции оспариваемого постановления как незаконного.
Судом округа не принимается довод Общества о ненадлежащем извещении его о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции, на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что уведомления от 24.04.2019 на составление протоколов и рассмотрение материалов административного дела направлены Обществу, в том числе на адрес электронной почты: proletarka.guk@mail.ru. (л.д.54-59).
Данный адрес электронной почты указан на официальном сайте Общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://proletarka-guk.reformagkh.ru в качестве официального электронного адреса заявителя для направления на него различных обращений, корреспонденции (принадлежность Обществу электронного адреса не оспаривается).
Следовательно, указав в общедоступных сведениях на своем официальном сайте в сети "Интернет" данный электронный адрес, Общество приняло на себя риски несвоевременного ознакомления с поступающей от контролирующих органов на этот адрес корреспонденцией.
С учетом изложенного, направление уведомлений по данному электронному адресу является надлежащим и допустимым действием контролирующего органа.
Ссылка Общества на протокол осмотра доказательств суд округа не принимает, поскольку он датирован 19.09.2019.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
В данном случае вывод судов о малозначительности рассматриваемых правонарушений является мотивированным, основанным на обстоятельствах конкретного дела, анализе причин и условий совершения Обществом противоправного деяния; этот вывод нельзя признать абстрактным.
При изложенных обстоятельствах доводы о неверном применении судом апелляционной инстанции нормы части 2 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении наказания правового значения не имеют, о чем указал Верховный суд РФ в Определении от 09.12.2019 N 307-ЭС19-22574.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А66-9606/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.