10 февраля 2020 г. |
Дело N А56-29217/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Лашукова С.Г. (доверенность от 31.01.2019), от Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры Жукова А.А. (удостоверение),
рассмотрев 05.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А56-29217/2019,
установил:
Акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", адрес: 197022, Санкт-Петербург, Инструментальная ул., д. 3, лит. П, ОГРН 1067847492888, ИНН 7839330845 (далее - Общество, АО "СЗ ППК"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А (далее - Управление, УФАС), от 13.02.2019 о назначении административного наказания по делу N Ш02-08/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Санкт-Петербургская транспортная прокуратура, адрес: 191036, Санкт-Петербург, Гончарная ул., д. 15а (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, судами не приняты во внимание доводы Общества о том, что Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2018 (через три рабочих дня после заключения договора от 26.06.2018 по осуществленной Обществом закупке), было полностью декриминализировано вмененное Обществу деяние в виде неразмещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) информации по закупке у единственного поставщика. Названные обстоятельства, как указывает Общество, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 и пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) исключают административную ответственность.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Прокуратуры возражал против удовлетворения данной жалобы.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило постановление Прокуратуры от 18.12.2018 N 2-29-1-80/2018 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, по признакам нарушения последним части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), выразившегося в неразмещении в ЕИС проекта договора от 26.06.2018 N 75, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке N 31807023087 и документации о закупке.
В ходе проведенной Прокуратурой в отношении Общества проверки о нарушениях законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что по результатам осуществленной заявителем закупки у единственного поставщика между АО "СЗ ППК" и обществом с ограниченной ответственностью "Той-Опинион" был заключен договор от 26.06.2018 N 75 на оказание услуг. АО "СЗ ППК" извещение о закупке N 31807023087 разместило в ЕИС 12.10.2018. Однако указанное извещение не содержало проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и ее документации.
Полагая, что тем самым Общество нарушило требование части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, Прокуратура постановлением от 18.12.2018 в отношении АО "СЗ ППК" возбудила дело об административном нарушении по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ и направила материалы в Управление для принятия соответствующего постановления.
По результатам рассмотрения дела Управление вынесло постановление от 13.02.2019 по делу N Ш02-08/19 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде 100 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований на основании выводов о доказанности в действиях заявителя состава вменяемого АО "СЗ ППК" административного правонарушения, отсутствии существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "СЗ ППК" подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В статье 3 Закона N 223-ФЗ сформулированы принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров работ и услуг. Одним из таких принципов является принцип информационной открытости закупки, который обеспечивается посредством размещения информации в сети "Интернет".
Статья 4 Закона N 223-ФЗ определяет, какая информация, на каких условиях и в какие сроки размещается на официальном сайте ЕИС.
Часть 5 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) устанавливала обязанность размещения в ЕИС информации о закупке, в том числе извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменений, вносимых в такое извещение и такую документацию, разъяснений такой документации, протоколов, составляемых в ходе закупки, а также иной информации, размещение которой предусмотрено Законом N 223-ФЗ.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ) были внесены изменения в Закон N 223-ФЗ, в том числе в часть 5 статьи 4 названного Закона.
В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2018, информация о закупке у единственного поставщика не размещается в ЕИС; заказчик может разместить информацию о такой закупке, если это предусмотрено положением о закупке.
Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ неразмещение в ЕИС в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Признавая законность привлечения Общества к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, суды руководствовались положениями части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ), действовавшими на дату осуществления Обществом закупки у единственного поставщика (26.06.2018), и на основании факта отсутствия проекта договора в составе извещения о закупке у единственного поставщика (N 31807023087), размещенного 12.10.2018, констатировали наличие в действиях АО "СЗ ППК" события вменяемого административного правонарушения.
Данные выводы судов суд кассационной инстанции считает ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Как указывалось выше, Законом N 505-ФЗ, вступившим в силу 01.07.2018, отменена публичная обязанность заказчиков размещать в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика.
Из материалов дела следует, что Обществу вменяется неразмещение в составе извещения о закупке у единственного поставщика проекта договора, то есть несоблюдение требований части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в части полноты опубликованной информации о закупке.
При этом извещение о закупке размещено Обществом 12.10.2018, в период, когда законодательно установленная обязанность по размещению информации о такой закупке у Общества отсутствовала. То обстоятельство, что Общество в отсутствие такой обязанности разместило информацию о закупке у единственного поставщика в ЕИС не в полном объеме (отсутствовал проект договора), не свидетельствует о нарушении АО "СЗ ППК" требований части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Поскольку как на дату вынесения Прокуратурой постановления о возбуждении административного дела (07.12.2018), так и на дату опубликования Обществом извещения о закупке (12.10.2018) уже была отменена публичная обязанность по размещению заказчиками информации о закупке у единственного поставщика, то у Управления не имелось оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ ввиду отсутствия самого события вменяемого нарушения.
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но допустили существенное нарушение норм материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение от 30.07.2019 и постановление от 21.10.2019, признав недействительным решение УФАС от 13.02.2019 о назначении административного наказания по делу N Ш02-08/19.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А56-29217/2019 отменить.
Признать недействительным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13.02.2019 о назначении административного наказания по делу N Ш02-08/19.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.