20 февраля 2020 г. |
Дело N А56-123022/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от дачного некоммерческого партнерства "Усадьба Низино" Давыдова С.А. (доверенность от 01.09.2018), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Дегая Т.Е. (доверенность от 13.01.2010 N 342),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А56-123022/2018,
установил:
Дачное некоммерческое партнерство "Усадьба Низино", адрес: 188501, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Низино, ЗАО "Петродворцовое", ур. Симагоны, квартал 1, ОГРН 1094720001221, ИНН 4720031289 (далее - Партнерство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в уведомлении от 19.07.2018 N 47/116/103/2018-243, 47-01-100/3024/2018-989 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Партнерства на 29 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка площадью 40 200 кв.м с кадастровым номером 47:14:0203001:40, а также об обязании Управления Росреестра произвести государственный кадастровый учет названных участков, зарегистрировать право собственности Партнерства на них и произвести государственную регистрацию прекращения права собственности Партнерства на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0203001:40.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена местная администрация муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188501, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Низино, Центральная ул., д. 1Д, ОГРН 1024702184330, ИНН 4720008360 (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2019 (с учетом определения от 27.08.2019 об исправлении опечатки) заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 20.04.2019 и постановление от 09.10.2019, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Партнерством требований.
Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что земельный участок с кадастровым номером 47:14:0203001:40, в результате раздела которого образованы 29 спорных земельных участков, относится к сельскохозяйственным угодьям (сенокосам улучшенным, осушенным) в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которые требования градостроительных регламентов, определяющих в том числе виды разрешенного использования участков, не распространяются.
Управление Росреестра полагает, что указанный в межевых планах спорных земельных участков вид разрешенного использования - "для дачного строительства" не предусмотрен действующим законодательством применительно к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, поэтому считает, что в осуществлении кадастрового учета и в государственной регистрации прав на спорные земельные участки отказано правомерно.
В отзыве на кассационную жалобу Партнерство просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Партнерства возражал против ее удовлетворения.
Администрация извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направила, что в силу статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Партнерство является собственником земельного участка площадью 40 200 кв.м с кадастровым номером 47:14:0203001:40, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, муниципальное образование "Низинское сельское поселение", ЗАО "Петродворцовое", урочище Симагоны, квартал 1, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 30.12.2017.
В выписке из ЕГРН указан вид разрешенного использования участка - "для дачного строительства".
Ранее в отношении участка был установлен вид разрешенного использования "для ведения крестьянского хозяйства", решение об изменении вида разрешенного использования участка принято постановлением Администрации от 20.04.2012 N 92.
По заданию Партнерства проведены кадастровые работы в связи образованием в результате раздела названного участка 29 земельных участков.
По завершению этих работ Партнерство обратилось в Управление Росреестра с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета 29 земельных участков, образованных в результате раздела участка с кадастровым номером 47:14:0203001:40, и о государственной регистрации права собственности на них.
Уведомлением от 19.07.2018 от 19.07.2018 N 47/116/103/2018-243, 47-01-100/3024/2018-989 Управление Росреестра сообщило заявителю об отказе в осуществлении кадастрового учета спорных участков и государственной регистрации прав на них ввиду несоответствия указанного в межевых планах участков вида их разрешенного использования - "для дачного строительства" назначению исходного земельного участка, относящегося по сведениям государственного фонда данных к числу сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Полагая отказ в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки незаконным и нарушающим права в области экономической деятельности, Партнерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу об установлении в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 47:14:0203001:40 на основании постановления Главы Администрации от 20.04.2012 N 92 вида разрешенного использования - "для дачного строительства", и руководствуясь положениями пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), признал правомерным установление применительно к участкам, образованным в результате раздела участка с кадастровым номером 47:14:0203001:40, того же вида разрешенного использования, в связи с чем посчитал оспариваемый отказ Управления Росреестра в осуществлении кадастрового учета участков и государственной регистрации прав на них незаконным и удовлетворил требования заявителя.
Апелляционный суд не установил наличия правовых оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26, статье 27 Закона N 218-ФЗ непредставление необходимых для кадастрового учета документов, несоответствие формы и (или) содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, по истечении срока приостановления являются основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из содержания оспариваемого Партнерством уведомления Управления Росреестра от 19.07.2018, основанием для приостановления, а затем и для отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков послужила невозможность в соответствии с действующим законодательством изменения вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
При этом, как указано в части 6 статьи 36 ГрК РФ, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
По смыслу приведенных норм и правовых позиций, обстоятельства отнесения участка к числу сельскохозяйственных угодий имеют значение для решения вопроса о возможности установления в отношении него вида разрешенного использования, не связанного непосредственно с осуществлением сельскохозяйственной деятельности.
Несмотря на то, что Управление Росреестра в оспариваемом отказе и в отзыве на заявление Партнерства указывало на отнесение исходного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, суды это обстоятельство не исследовали и соответствующий довод регистрирующего органа не оценили.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", издание Администрацией постановления от 20.04.2012 об изменении вида разрешенного использования исходного земельного участка, не исключает необходимость проверки судами правомерности установления соответствующего вида разрешенного использования земельного участка применительно к особенностям правового режима сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в случае подтверждения отнесения исходного участка с кадастровым номером 47:14:0203001:40 к числу таковых.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешение спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 20.04.2019 и постановление от 09.10.2019 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, и в зависимости от установленного и подлежащих применению норм материального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А56-123022/2018 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.