21 февраля 2020 г. |
Дело N А56-104231/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Преснецовой Т.Г. и Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ресто Корт Плюс" Костикова М.В. (доверенность от 23.09.2019), от Министерства финансов Российской Федерации Бахваловой Г.И. (доверенность от 07.11.2019), от Министерства культуры Российской Федерации Плаудина В.А. (доверенность от 30.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А56-104231/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ресто Корт Плюс", адрес: 197110, Санкт-Петербург, ул. Красного Курсанта, д. 25, лит. В, часть помещения 110, ОГРН 1147847152397, ИНН 7814610382 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, адрес: 196066, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 63, корп. 1, ОГРН 1037821024537, ИНН 7810458024, и Министерству культуры Российской Федерации, адрес: 125009, г. Москва, М. Гнездиковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2, ОГРН 1087746878295, ИНН 7705851331, о взыскании 2 995 700 руб. убытков в виде разницы между рыночной стоимостью земельного участка без ограничения прав и рыночной стоимостью земельного участка с учётом ограничений, вызванных установлением границы защитной зоны территории объекта культурного наследия "Дворец со службами и парком", расположенного в пос. Ропша Ломоносовского р-на Ленинградской обл.
Решением суда от 03.05.2018 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.07.2018 решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2018 решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела решением суда от 12.04.2019 с Министерства финансов в пользу общества взыскано 2 995 700 руб. убытков, в удовлетворении требований к Министерству культуры отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.10.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Министерства культуры за счёт средств федерального бюджета в пользу общества 2 995 700 руб. убытков, в удовлетворении требований к Министерству финансов отказать.
Податель жалобы указывает, что требование общества закономерно, так как после издания Министерством культуры в соответствии со статьёй 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) приказа от 21.07.2017 N 1233 об установлении границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Дворец со службами и парком" принадлежащий обществу на праве собственности земельный участок оказался в защитной зоне объекта культурного наследия, что повлекло ограничение права собственника в виде запрета на капитальное строительство.
Податель жалобы полагает, что неверно установлен ответчик по делу, указывает на то, что Министерство финансов не является уполномоченным лицом на изменение статуса земельных участков, утверждение границ территории объекта культурного наследия и не является распорядителем соответствующего данным обстоятельствам бюджета; уполномоченным федеральным органом государственной власти, утвердившим границы территории объекта культурного наследия, является Министерство культуры, убытки, возникшие из правомерных действий, возмещает собственнику уполномоченный федеральный орган, действия которого повлекли их причинение.
По мнению подателя жалобы, вывод судов об отказе в удовлетворении иска к Министерству культуры противоречит подпункту 3 пункта 8 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Податель жалобы ссылается на постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2019 по делу N А41-19053/2018 и полагает, что права и законные интересы истца нарушены не были.
В отзывах на кассационную жалобу общество и Министерство культуры просят решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители общества и Министерства культуры обратились с просьбами отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.03.2016 N 47-47/021-47021/003/2016-251/1 общество является собственником земельного участка площадью 1000 кв. м с кадастровым номером 47:14:1204034:30, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный р-н, Ропшинское с.п., пос. Ропша, относящегося к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - "для размещения розничной торговли".
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.07.2017 N 1233 в соответствии с Законом об объектах культурного наследия и подпунктами 5.3.7 и 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Дворец со службами и парком", XVIII - начало XX века", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Ропша (далее - Ансамбль).
Согласно приложению N 1 к приказу, установлен режим использования территории Ансамбля согласно приложению N 2 к приказу. Департаменту государственной охраны культурного наследия предписано обеспечить внесение изменений в сведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 3 приказа от 21.07.2017 N 1233 признан утратившим силу приказ Министерства культуры России от 13.01.2016 N 29 "Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Дворец со службами и парком", XVIII - XIX вв.", расположенного по адресу: Ленинградская область, поселок Ропша".
Ссылаясь на то, что принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 47:14:1204034:30 оказался в защитной зоне указанного объекта культурного наследия, границы которой установлены статьей 34.1 Закона об объектах культурного наследия, введенной в действие Федеральным законом от 05.04.2016 N 95-ФЗ, в связи с чем установлены ограничения прав собственника в виде запрета на капитальное строительство, ссылаясь в правовом обосновании иска на статьи 57 и 62 ЗК РФ, пункт 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка, принадлежащего обществу, без учёта ограничений прав и рыночной стоимостью этого же земельного участка с учётом указанных ограничений, установленной отчётом оценщика N 338/17.
Суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела установили обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания в пользу общества с Министерства финансов убытков в связи с установлением границы защитной зоны территории объекта культурного наследия в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка без ограничения прав и рыночной стоимостью земельного участка с учётом установленных ограничений, и удовлетворили иск в отношении Министерства финансов, отказав в иске к Министерству культуры.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В обоснование возникновения убытков истец ссылается на то, что в связи с установленными ограничениями использования земельного участка отсутствует возможность осуществить на земельном участке строительство капитальных объектов, что, по его мнению, повлияло на рыночную стоимость земельного участка в сторону уменьшения, в результате ему причинены убытки в виде упущенной выгоды в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка без учёта установленных ограничений и рыночной стоимостью земельного участка с их учётом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Согласно пункту 3 указанной статьи границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: 1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника; 2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.
Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона, проекта зон охраны такого объекта культурного наследия.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Как следует и подпункта 2 пункта 2 указанной статьи, убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
Возмещение убытков осуществляется за счёт соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель (пункт 3 этой же статьи).
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.
Согласно пункту 5 Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учёта ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учётом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
Приказом Минэкономразвития от 14.01.2016 N 10 утверждены методические рекомендации по расчёту размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что земельный участок, принадлежащий обществу на праве собственности, находится в защитной зоне объекта культурного наследия, в границах которой запрещается строительство объектов капитального строительства, установленный запрет на капитальное строительство является следствием установления границ территории объекта культурного наследия и защитной зоны.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и на основании установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств обоснованно посчитали, что в связи с установленными ограничениями использования земельного участка отсутствует возможность осуществить на земельном участке строительство капитальных объектов, что повлекло уменьшение рыночной стоимости земельного участка. Суды обеих инстанций сделали правильный вывод о наличии правовых оснований для взыскания убытков в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка без учёта установленных ограничений и рыночной стоимостью земельного участка с учётом этих ограничений в пользу общества, являющегося собственником земельного участка.
Довод подателя жалобы о том, что права и законные интересы истца нарушены не были, со ссылкой на постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2019 по делу N А41-19053/2018 не может быть принят судом кассационной инстанции. Сделанные судом выводы по другому делу (N А41-19053/2018) основаны на иных фактических обстоятельствах, которые не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
Суды обеих инстанций, правильно применив приведённые нормы права, а также положения статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 62 ЗК РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришли к обоснованному выводу о доказанности истцом как факта причинения убытков в размере упущенной выгоды, составляющей разницу в рыночной стоимости участка и наличие причинной связи между установлением границы защитной зоны территории и заявленными к взысканию убытками.
По существу Министерство финансов и Министерство культуры не оспаривают право общества на возмещение убытков в связи с установлением границы защитной зоны территории объекта культурного наследия и размер убытков.
Спор между Министерством финансов и Министерством культуры касается того, кто является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Суды правомерно посчитали, что убытки подлежат взысканию с Министерства финансов.
В данном случае законом предусмотрена обязанность возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, связанными с ограничением прав собственников земельных участков.
Законом предусмотрено возмещение убытков за счёт соответствующих бюджетов (пункт 3 статьи 57 ЗК РФ, пункт 4 Правил).
Доводы подателя жалобы, основанные на положениях пункта 8 статьи 57.1 ЗК РФ, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 57.1. "Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий".
Согласно пункту 1 статьи 57.1. ЗК РФ убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Убытки возмещаются гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков (подпункт 1 пункта 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 3 названной статьи при расчетах размеров возмещения убытки лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, иных убытков, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 8 статьи 57.1 ЗК РФ установлен перечень лиц, возмещающих убытки, предусмотренные настоящей статьёй.
Пунктом 23 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ предусмотрено, что положения пунктов 8, 9 и 13 статьи 57.1 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении зон с особыми условиями использования территорий, которые и границы которых установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Федеральный закон N 342-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 04.08.2018.
В связи с тем, что границы территории Ансамбля установлены приказом Министерства культуры от 21.07.2017, положения пункта 8 статьи 57.1 в редакции Федерального закона N 342-ФЗ не подлежат применения к спорным правоотношениям. Соответственно, суды первой и апелляционной инстанции сделали правомерный вывод о том, что в данном случае убытки подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А56-104231/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.