05 марта 2020 г. |
Дело N А56-81415/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технолес" Бабаева Р.М. (доверенность от 03.12.2019 N 1), от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" Воробьева Д.В. (доверенность от 28.12.2019 N 2020/017),
рассмотрев 04.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технолес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А56-81415/2019,
установил:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области", адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138, ОГРН 1084703000656, ИНН 4703102356 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Технолес", адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 1/8, лит. А, пом. 24-Н, ОГРН 1114704012015, ИНН 7841001904 (далее - Общество), об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся в аренде, от захламления, путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 47 выдела 6 Светогорского участкового лесничества (географические координаты N 61 06 1409, Е28 53 348), на лицензированный полигон твердых бытовых отходов в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда первой инстанции от 30.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2019, заявленные Учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.08.2019 и постановление апелляционного суда от 27.11.2019 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что на Общество, как на арендатора лесного участка, действующими нормами законодательства не возложена обязанность по очистке леса от несанкционированных свалок коммунально-бытовых и твердых отходов, осуществленных третьими лицами. При этом акт о лесонарушении от 10.05.2018 N 25 и акт осмотра от 20.05.2019 Общество считает ненадлежащими доказательствами по делу, поскольку они не подтверждают наличие свалок непосредственно в кварталах и выделах, арендованных Обществом, а также объем таких свалок. Кроме того, Общество указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку организацией, допустившей нарушения, является, по его мнению, Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство. Ответчик считает, что в отсутствие доверенности на представление интересов Комитета природных ресурсов Ленинградской области (далее - Комитет), Учреждение не имело правовых оснований для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) 11.12.2008 заключен договор аренды лесного участка N 2-2008-12-87-3 (далее - договор аренды лесного участка), согласно которому арендатор принял во временное владение и пользование часть лесного участка Северо-Западного лесничества, находящегося в государственной собственности, общей площадью 10007 га, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Северо-Западное лесничество, Светогорское участковое лесничество в границах кварталов N 1-14, 23-25, 31-38, 46-50, 65-70, 79, 80, 92-101, 103-108, 110, 152-170.
Договор зарегистрирован в установленном порядке и в силу пункта 31 действует до 31.12.2052.
При проведении 07.05.2018 планового патрулирования земель лесного фонда лесничим Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала Учреждения обнаружено захламление лесов коммунально-бытовыми отходами в Светогорском участковом лесничестве в квартале N 47 выдела 6 (географические координаты N 61 06 1409, Е 28 53 348), о чем составлен акт о лесонарушении от 10.05.2018 N 25.
Из акта обследования территории от 07.05.2018 следует, что несанкционированное размещение отходов в объеме 32 куб.м. допущено на территории Светогорского участкового лесничества на площади 0,016 га в квартале N 47 выдела 6, арендатором которого является Общество по договору аренды лесного участка.
Факт нахождения указанной несанкционированной свалки отходов на указанном лесном участке подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами.
Уведомлением от 04.12.2018 N 1488 Лесничество сообщило Обществу о необходимости принятия мер по уборке выявленных захламлений на арендованном им лесном участке.
Актом осмотра территории от 20.05.2019 установлено, что несанкционированная свалка не ликвидирована.
В связи с тем, что по состоянию на 20.05.2019 выявленное в Светогорском участковом лесничестве в квартале N 47 выдела 6 захламление лесов твердыми бытовыми отходами в объеме 32 куб. м. Обществом не устранено, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признав требование истца законным и обоснованным, удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из следующего.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пунктам 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
В соответствии со статьей 13 ЗК РФ в целях охраны земель, в том числе и арендаторы земельных участков, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 ЛК РФ является федеральной собственностью.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Положениями пункта 5 Правил установлено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 25 Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
В соответствии с договором аренды лесного участка, заключенного Обществом своей волей, в своем интересе и исходя из принципа свободы договора (статьи 1 и 421 ГК РФ), арендатор обязался осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов; выполнять требования санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, а также выполнять для этих целей другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 18 договора).
Статья 616 ГК РФ также обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ) и иными правовыми актами, в том числе Правилами.
Содержащиеся в Правилах положения о том, что предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом.
Таким образом, исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, переданном Обществу по договору аренды лесного участка, она, как верно указали суды, подлежит ликвидации арендатором.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих совершение Обществом действий, направленных на ликвидацию обнаруженной на арендуемом им лесном участке свалки, расположенной в квартале N 47 выдела 6 Светогорского участкового лесничества.
Довод подателя о недоказанности нахождения свалки именно на арендованной Обществом территории опровергаются актом о лесонарушении от 10.05.2018 N 25 и актом осмотра от 20.05.2019.
Ссылка подателя на то, что Общество не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по устранению несанкционированной свалки должна быть возложена на органы местного самоуправления, судом округа отклоняется, поскольку спорный участок передан Обществу по договору аренды лесного участка и именно на него, как на арендатора, возложена обязанность по поддержанию этого имущества в исправном состоянии и осуществлению мер санитарной безопасности
Поскольку обязанность арендатора участка лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, то общие положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае не подлежали применению.
В этой связи не может быть признана обоснованной ссылка Общества на то, что в несанкционированном месте размещения отходов на территории квартала N 47 выдела 6 Светогорского участкового лесничества имеется мусор ритуального характера, а поэтому лицом, допустившим лесонарушение, следует считать Светогорское ЖКХ, отвечающее за поддержание порядка на территории гражданского кладбища, примыкающего к арендованному ответчиком лесному участку.
Согласно акту о лесонарушении от 10.05.2018 N 25 организация либо физические лица - лесонарушители не установлены; а упоминание в акте обследования от 07.05.2018 о возможном лесонарушителе - Светогорском ЖКХ носит вероятностный и предположительный характер.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требования Учреждения об обязании ответчика осуществить санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке путем ликвидации несанкционированной свалки подлежат удовлетворению.
Довод Общества о том, что Учреждение не является надлежащим истцом по настоящему делу, был предметом рассмотрения судов и правомерно ими отклонен.
В соответствии с пунктом 23.15 Устава, утвержденного распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 27.05.2016 N 443, Учреждение осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирование лесов).
Согласно части 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 данного Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ.
Согласно пункту 12 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
С учетом изложенного суды правомерно признали, что иск заявлен Учреждением в соответствии со статьей 96 ЛК РФ в пределах возложенных на него полномочий.
Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела само по себе не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Ошибочное применение судом апелляционной инстанции статьи 55 ЛК РФ, утратившей силу с 01.10.2016 в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов" не привело к вынесению неправильного судебного акта по существу спора.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А56-81415/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технолес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.