06 марта 2020 г. |
Дело N А66-8078/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" Соловьева С.Н. (доверенность от 14.10.2019), от Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области Лушниковой Ю.Д. (доверенность от 10.01.2020), Антонова А.А. (доверенность от 10.01.2020 N 1-Д),
рассмотрев 04.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 по делу N А66-8078/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район", адрес: 170003, г. Тверь, Стадионная ул., д. 8, ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция), от 26.03.2019 N 1656/ОГ-19.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 01.04.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы со ссылкой на пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) указывает, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники данных помещений, а, следовательно, по мнению Общества, начисление дополнительной платы за организацию и содержание мест накопления отходов является правомерным. Кроме того, Общество считает, что у Инспекции отсутствовали основания для проведения проверки, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ввиду отсутствия в полученном от гражданина заявлении сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 названного Закона.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представители Инспекции возражали против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившего обращения гражданина в соответствии с распоряжением от 26.02.2019 N 1656/ОГ-19 Инспекция провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества.
В ходе проверки Инспекция установила, что в платежных документах на оплату коммунальных услуг за январь 2019 года, выставленных Обществом потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 11 по 1-й Силикатной улице в городе Твери (далее - МКД), помимо отражения в платежном документе отдельной строкой платы за обращение с ТКО было произведено дополнительное начисление платы по строке "организация и содержание мест накопления ТКО" в размере 0,57 руб. за кв. м. При этом собственники помещений МКД решения об утверждении размера платы за организацию и содержание мест накопления ТКО не принимали (акт проверки от 26.03.2019 N 1656/ОГ-19).
Посчитав, что в действиях Общества имеется нарушение части 7 статьи 156, часть 2 статьи 162 ЖК РФ, части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, раздела 3 договора управления многоквартирным домом от 01.05.2015, Инспекция вынесла предписание от 26.03.2019 N 1656/ОГ-19. Указанным предписанием Инспекция возложила на Общество обязанность в срок до 14.05.2019 прекратить начисление платы потребителям МКД по строке "организация и содержание мест накопления ТКО" и произвести перерасчет ранее начисленной платы по указанной строке за январь 2019 года.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.05.2015, заключенным Обществом с собственниками помещений МКД и утвержденным решением собрания собственников, размер платы за вывоз ТКО на дату заключения договора был определен в размере 1,86 руб. за кв. м. Впоследствии данная сумма в результате индексации составила 2,61 руб. за кв. м.
С 01.01.2019 на территории Тверской области состоялся переход на новую систему обращения с ТКО, вопросы обращения с ТКО в Тверской области перешли в ведение регионального оператора - муниципального унитарного предприятия "Тверьспецавтохозяйство".
В связи с этим в соответствии с частью 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО подлежала исключению из платы за содержание жилого помещения.
Общество известило собственников помещений в МКД об изменении размера платы за содержание жилого помещения, а именно об исключении с 01.01.2019 из состава платы за содержание жилого помещения строки "Вывоз отходов" по тарифу 2,61 руб. за кв. м.
При этом Общество также известило собственников помещений МКД об увеличении платы за содержание и ремонт общего имущества МКД на 0,57 руб. за кв. м. Включение данной новой строки в состав платы за содержание и ремонт общего имущества МКД Общество обосновало тем, что с 01.01.2019 за управляющей компанией в рамках договора управления остается оказание услуг по содержанию контейнерных площадок, вывозу сезонных отходов (ветки, листья и т.п.) для их утилизации.
Оценив указанные действия Общества, суды пришли к обоснованному выводу, что в данном случае увеличение размера платы за содержание общего имущества МКД на 0,57 руб. за кв. м. противоречит положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", поскольку в данном случае представляет собой одностороннее изменение управляющей организацией условий заключенного с собственниками договора без принятия ими соответствующего решения.
Согласно пункту 3.2 договора управления и расчета стоимости услуг и работ по содержанию общего имущества МКД (приложение N 1 к договору управления) в указанную стоимость включена плата за содержание придомовой территории, подъезда, подвала и чердака, включая уборку придомовой территории, уборку лестничных клеток, посыпку территории песком в зимнее время, дератизацию, дезинфекцию, отвод ливневых вод.
В соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в состав работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.
Как указано выше, собранием собственников помещений жилого дома решение об изменении платы за содержание общего имущества МКД не принималось.
Соответственно, включение Обществом в расчет платы за содержание общего имущества МКД дополнительной платы, выделенной отдельной строкой "Организация и содержание мест накопления ТКО" со значением размера платежа 0,57 руб. за кв. м., обоснованно признано Инспекцией незаконным, с чем аргументировано согласились суды двух инстанций.
При этом судами правомерно не приняты во внимание приведенные в обоснование законности своих действий доводы Общества о том, что оно имеет право в соответствии с договором управления в одностороннем порядке индексировать плату за содержание жилья. Проанализировав условия договора управления МКД, суды заключили, что Общество имеет право изменять стоимость оказываемых услуг путем индексации при изменении уровня инфляции, уровня потребительских цен и значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, на величину такого изменения. В данном же случае увеличение платы за содержание общего имущества МКД на 0,57 руб. за кв. м. не связано с изменением уровня инфляции.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правильном применении норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела.
Приведенные Обществом доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 по делу N А66-8078/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.