12 марта 2020 г. |
Дело N А44-226/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии от Администрации Великого Новгорода Алфимова О.В. (доверенность от 17.10.2019 N 22-0089-И), от Министерства финансов Новгородской области Бойцова В.В. (доверенность от 15.04.2019 N 5),
рассмотрев 04.03.2020 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А44-226/2019,
установил:
Администрация Великого Новгорода, адрес: 173007, г. Великий Новгород, Большая Власьевская ул., д. 4, ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Минфин России), Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области, адрес: 173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, оф. 478, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее - Минфин НО), 14 154 161 руб. убытков, возникших в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области (далее - Минстрой НО) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2019 заявленные требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 12 034 862 руб. убытков. В удовлетворении иска к Российской Федерации в части взыскания убытков в размере 2 119 299 руб. отказано. В удовлетворении иска к Новгородской области в лице Минфина НО отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.10.2019 решение от 31.07.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин России, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 31.07.2019 и постановление от 28.10.2019 в части удовлетворения заявленных требований и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения требований Администрации за счет средств казны Российской Федерации не имеется. Минфин России указывает, что перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществлялось в спорный период в установленном порядке, в том числе субвенции выделялись на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Минстрой России в своей кассационной жалобе также просит отменить обжалуемые судебные акты в части удовлетворенных исковых требований, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Как считает податель жалобы, полномочия по обеспечению жильем инвалидов Российской Федерацией переданы непосредственно государственным органам субъектов, в связи с чем отсутствуют правовые основания для взыскания с Российской Федерации в качестве убытков расходов, возникших в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Кроме того, Минстрой России указывает, что средства федерального бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, были перечислены в бюджет Новгородской области в 2016, 2017 и 2018 годах в полном объеме в соответствии с действующими федеральными законами о бюджете.
В отзывах на кассационные жалобы и дополнениях к ним Минфин НО и Администрация просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, считая приведенные в них доводы несостоятельными.
Определением суда кассационной инстанции от 05.02.2020 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение жалоб откладывалось на 04.03.2020 на 11 час. 30 мин.
Определением заместителя председателя суда от 03.03.2019 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ранее участвовавшая в рассмотрении кассационных жалоб судья Журавлева О.Р. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Васильеву Е.С.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство по кассационным жалобам осуществлено с самого начала.
В судебном заседании представитель Минфина НО и представитель Администрации возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Минфин России и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Новгородского районного суда от 28.04.2016 по делу N 2-3774/2016, от 16.11.2015 по делу N 2-7224/2015, от 25.10.2016 по делу N 2-6904/16, от 09.06.2016 по делу N 2-3688/16, от 07.06.2016 по делу N 2-4723/16, от 14.03.2017 по делу N 2-1410/2017, от 23.08.2017 по делу N 2-4178/2017 на Администрацию возложена обязанность предоставить жилые помещения ряду физических лиц, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень N 378; в редакции, действующий на момент предоставления жилых помещений).
Согласно указанным судебным решениям физические лица входили в группу, страдающих заболеванием туберкулеза в тяжелой форме, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Во исполнение решений суда общей юрисдикции Администрация предоставила гражданам из фонда жилья муниципальной собственности на праве социального найма жилые помещения - однокомнатные благоустроенные квартиры.
Общая рыночная стоимость жилых помещений, предоставленных во исполнение судебных решений гражданам, страдающим активной формой туберкулеза, составила 8 600 576 руб.
Кроме того, вступившими в законную силу решениями Новгородского районного суда от 12.05.2016 по делу N 2-3963/16, от 16.05.2016 по делу N 2-3957/16, от 26.05.2016 по делу N 2-3937/2016, от 27.09.2016 по делу N 2-4828/2016 и от 27.07.2016 по делу N 2-3500/17 на Администрацию возложена обязанность по обеспечению во внеочередном порядке жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень N 378 и вставших на учет на улучшение жилищных условий до 01.01.2005.
Администрация, выполняя решения суда, обеспечила указанную категорию граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда. Общая рыночная стоимость предоставленных жилых помещений составила 5 553 585 руб.
Истец, ссылаясь на возникновение у муниципального образования убытков, связанных с предоставлением жилых помещений гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, и выбытия из ее владения указанных жилых помещений, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, признали исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению в сумме 12 034 862 руб. за счет средств федерального бюджета.
Удовлетворяя исковые требования в указанной части, суды исходили из доказанности факта наличия убытков, а также из того, что финансирование расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой туберкулеза, за счет средств субъекта Российской Федерации в спорный период не предусматривалось, а выделяемые в этот период из федерального бюджета субвенции на обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень N 378 и вставших на учет на улучшение жилищных условий до 01.01.2005, являлись недостаточными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Закон N 77-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона N 77-ФЗ (в редакции, действующей с 13.05.2015) больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, положений Перечня N 378, лица, страдающие активной формой туберкулеза, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Меры социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больных туберкулезом в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ не указаны.
Вопрос компенсации расходов, связанных с предоставлением жилых помещений больным туберкулезом на территории Новгородской области соответствующими нормативными правовыми актами не урегулирован.
Согласно статье 5 Закона N 77-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза относится организация предупреждения распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки больным туберкулезом в форме предоставления жилых помещений указанным Законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесено.
Постановлением от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 5 статьи 14 Закона N 77-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 41 (части 1 и 2) в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом, что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществления этого полномочия органами государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении предписал федеральному законодателю, исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда, выраженных, в том числе, в данном Постановлении, определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
В определении от 15.01.2015 N 2-О-Р Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил некоторые аспекты ранее принятого им Постановления от 24.12.2013 N 30-П, указав, что абзац 6 пункта 3.4 мотивировочной части данного Постановления не может рассматриваться как позволяющий возлагать на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств, за счет собственных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На момент рассмотрения настоящего спора федеральным законодателем предписание Конституционного Суда Российской Федерации, изложенное в Постановлении от 24.12.2013 N 30-П, не исполнено, порядок осуществления полномочий по выделению необходимых материальных и финансовых средств на указанные меры социальной поддержки не определен.
Между тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 09.04.2002 N 68-О, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Учитывая, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться полностью за счет средств федерального бюджета.
В этой связи суды обоснованно указали на то, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 77-ФЗ, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а не за счет средств Новгородской области как субъекта Российской Федерации.
Довод подателей жалоб о невозможности возмещения расходов, понесенных бюджетом одного публично-правового образования, бюджетом другого публично-правового образования в порядке гражданского законодательства не может быть признан обоснованным, поскольку в силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к способам защиты гражданских, в том числе имущественных, прав отнесено возмещение убытков. Следовательно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права и публично-правовых образований. При этом привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Российская Федерация, установив законодательно меру социальной поддержки в виде предоставления гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), жилых помещений, одновременно принимает на себя обязанность полного возмещения расходов, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
Следовательно, суды правомерно признали должником в спорном обязательстве Российскую Федерацию и удовлетворили требования Администрации по возмещению убытков в размере 8 600 576 руб. за счет средств федерального бюджета.
Оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов в указанной части суд кассационной инстанции не усматривает.
Вместе с тем суд округа считает недостаточно обоснованными выводы судов в отношении взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу Администрации 3 434 286 руб. убытков, связанных с обеспечением о внеочередном порядке жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень N 378 и вставших на учет на улучшение жилищных условий до 01.01.2005.
Из материалов дела видно, что вступившими в законную силу решениями суда общей юрисдикции от 27.07.2017 по делу N 2-3500/17, от 12.05.2016 по делу N 2-3963/16, от 16.05.2016 по делу N 2-3957/16 на Администрацию возложена обязанность обеспечить граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания и являющихся инвалидами, во внеочередном порядке жилыми помещениями, с учетом их права на дополнительную жилую площадь. Указанные граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2005.
Администрацией указанные решения исполнены, гражданам из муниципального жилого фонда на условиях социального найма предоставлены благоустроенные квартиры с учетом права на дополнительную площадь. Общая рыночная стоимость выделенных гражданам из муниципального жилого фонда квартир согласно отчетам об оценке составила 3 434 286 руб.
Полагая, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) не относится к расходным обязательствам органов местного самоуправления, Администрация обратилась с иском о взыскании убытков в сумме 3 434 286 руб. к Российской Федерации в лице Минфина России и Новгородской области в лице Минфина НО.
Руководствуясь статьями 8, 15, 16 и 1071 ГК РФ, статьями 49 и 57 ЖК РФ, статьями 17 и 28.2 Закона N 181-ФЗ, Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее - Правила N 614), суды пришли к выводу о том, что реализация указанных мер социальной поддержки относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а поэтому вследствие недостаточного выделения субъекту Российской Федерации средств на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень N 378 и вставших на учет на улучшение жилищных условий до 01.01.2005, убытки истца подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина России.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы Закона N 181-ФЗ, предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне вне очереди.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзацы 5 и 6 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
В силу абзаца 2 статьи 17 Закона N 181-ФЗ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона.
Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается лишь определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года (абзац 4 указанной статьи Закона).
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно данной статье Закона N 181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение жилым помещением граждан-инвалидов, в том числе страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний предусмотренных перечнем, и признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет до 01.01.2005, являясь расходным обязательством Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации за счет субвенций, полученных из федерального бюджета.
Порядок предоставления в соответствии с Законом N 181-ФЗ субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, определен Правилами N 614.
Согласно пункту 3 Правил N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил N 614).
В силу пункта 5 Правил N 614 форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судами установлено, что граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, состоявшие на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, были включены в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005. Жилые помещения предоставлены Администрацией указанным гражданам во исполнение решений суда общей юрисдикции, а их рыночная стоимость составила 3 434 286 руб.
Суды, удовлетворяя в этой части иск Администрации к Российской Федерации и отказывая в удовлетворении иска к Новгородской области, исходили из того, что субъекту Российской Федерации не было выделено в 2016 - 2018 годах достаточных финансовых средств на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ.
Между тем при рассмотрении дела суды не исследовали и не дали правовой оценки доводам Минфина России о выделении Новгородской области на эти цели из федерального бюджета субвенций в полном объеме. Сам факт поступления субвенций Новгородская область в лице Минфина НО не оспаривала и не опровергала.
Однако объем предоставленных бюджету Новгородской области в спорный период субвенций из федерального бюджета на основании статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, судами не устанавливался, равно как и объем израсходованных субъектом Российской Федерации средств, выделенных на эти цели.
То обстоятельство, что на территории Новгородской области во исполнение пункта 5 Правил N 614 установлена единственная форма предоставления указанной категории граждан мер социальной поддержки по обеспечению жильем исключительно в виде субсидии и на основании их добровольного волеизъявления не означает, что такие граждане не могли обеспечиваться жильем за счет средств субвенций, поступающих на эти цели из федерального бюджета в соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ, во исполнение судебных решений.
Судами не исследовано и не проверено, имелись ли у Новгородской области в 2016 - 2018 годах неизрасходованные средства, полученные в качестве субвенций из федерального бюджета по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также, обращалась ли Администрация на основании судебных решений за компенсацией произведенных затрат на предоставление жилья инвалидам, вставшим на учет до 01.01.2005 и страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, непосредственно к Новгородской области, а Новгородская область - к Российской Федерации за выделением дополнительных средств в размере, превышающем размер субвенций, определяемых из расчета площади жилого помещения 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Не исследовав данные обстоятельства и не установив момент возникновения у Российской Федерации обязанности по компенсации расходов, связанных с предоставлением квартир указанной категории граждан, суды пришли к преждевременным выводам об отсутствии у Новгородской области каких-либо финансовых обязательств по обеспечению жилым помещением инвалидов, в том числе страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет до 01.01.2005, и о необходимости возмещения соответствующих убытков Администрации исключительно за счет федерального бюджета.
Поскольку в этой части дело рассмотрено судебными инстанциями по неполно исследованным доказательствам, имеющим существенное правовое значение для правильного разрешения спора, принятые по делу судебные акты в части удовлетворения исковых требований Администрации о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации 3 434 286 руб. убытков, причиненных в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, а также об отказе в иске в этой части к Новгородской области в лице Минфина НО, подлежат отмене с направлением дела в данной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит с учетом правовой позиции суда кассационной инстанции и на основании полного и всестороннего исследования материалов дела по правилам статьи 71 АПК РФ, дать правовую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам сторон в отмененной части, после чего исходя из установленных фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм материального и процессуального права - принять в этой части законное и обоснованное решение.
В остальной части, в том числе не обжалуемой сторонами, судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А44-226/2019 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 3 434 286 руб. убытков, причиненных в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, а также об отказе в иске в этой части к Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.