03 апреля 2019 г. |
Дело N А26-6368/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" конкурсного управляющего Пантелеева Д.П. (решение от 28.04.2017 по делу N А26-7085/2015), Шаховой М.В. (доверенность от 19.10.2018), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 20.02.2018),
рассмотрев 03.04.2019 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам и Министерства финансов Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 по делу N А26-6368/2016 (судьи Савина Е.В., Глазков Е.Г., Фуркало О.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" (место нахождения: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 9, ОГРН 1091001011012, ИНН 1001225030; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (место нахождения: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводс, ул. Антикайнена, д. 1А, ОГРН 1031000043128, ИНН 1001046916; далее - Министерство строительства), Министерства финансов Республики Карелия (место нахождения: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590; далее - Министерство финансов), Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 8, лит. А, ОГРН 1021000541781, ИНН 1001034050; далее - Комитет по тарифам) о взыскании (с учетом уточнения требований) 26 036 824 руб. 38 коп. убытков в виде межтарифной разницы, образовавшихся в 1, 2 и 3 кварталах 2015 года.
Решением суда от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2018, в удовлетворении иска к Министерству строительства и Министерству финансов отказано. Убытки в сумме 26 036 824 руб. 38 коп. в пользу Общества взысканы с публично-правового образования Республика Карелия в лице Комитета по тарифам за счет средств казны.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2018 решение от 14.09.2017 и постановление от 24.01.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Определением суда от 06.11.2018 (судья Михайлов А.В.) производство по делу прекращено ввиду тождественности настоящего спора и споров, ранее рассмотренных в делах N А26-5193/2015 и N А26-9982/2015.
Постановлением апелляционного суда от 18.01.2019 определение от 06.11.2018 отменено, дело направлено на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
В кассационных жалобах Комитет по тарифам и Министерство финансов, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм процессуального права, просят отменить постановление от 18.01.2019. Податели жалоб полагают, что настоящий спор по предмету, основанию иска и субъектному составу идентичен ранее рассмотренным спорам.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов поддержал доводы, приведенные в кассационных жалобах, а представители Общества с ними не согласились.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в период с января по сентябрь 2015 года осуществляло деятельность по теплоснабжению потребителей на территории Кемского городского поселения и Лоухского муниципального района Республики Карелия.
Постановлением Комитета по тарифам от 20.11.2014 N 135 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" (территория оказания услуг - Кемское городское поселение и Лоухский муниципальный район)" Обществу установлены экономически обоснованные тарифы на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 3823,8 руб./Гкал; на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 4087,64 руб./Гкал.
Этим же постановлением (приложения N 1 и N 2) установлены тарифы ниже экономически обоснованных на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе населению.
Постановлением Комитета по тарифам от 14.04.2015 N 51 внесены изменения в постановление от 20.11.2014 N 135. Обществу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 3823,8 руб./Гкал; на период с 01.07.2015 по 30.09.2015 - 4087,64 руб. /Гкал; на период с 01.10.2015 по 31.12.2015 - 4343,94 руб./Гкал.
В связи с государственным регулированием тарифов на отпускаемую тепловую энергию образовалась межтарифная разница.
Общество с 01.10.2015 прекратило деятельность по теплоснабжению на территории Кемского городского поселения и Лоухского муниципального района, в связи с чем постановлением Комитета по тарифам от 28.09.2015 постановление от 20.11.2014 N 135 признано утратившим силу с 01.10.2015.
В период осуществления Обществом деятельности по теплоснабжению между ним и Комитетом по тарифам действовало соглашение от 20.02.2015 N 2-2015, предметом которого являлось предоставление субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой бюджета Республики Карелия на 2015 год, в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия.
Во исполнение соглашения Общество направило в адрес Комитета по тарифам отчеты за 1-3 кварталы 2015 года.
В соответствии с расчетами истца объем субсидии на компенсацию части потерь в доходах за первый квартал 2015 года должен был составить 25 955 154,40 руб., за второй квартал 2015 года - 14 418 399,51 руб., за третий квартал 2015 года - 7 166 053,20 руб., а всего - 48 065 962,53 руб.
Комитет по тарифам платежным поручением от 25.02.2015 N 694 перечислил Обществу 21 502 783, 03 руб.
Общество, ссылаясь на то, что за регулируемый период деятельности (9 месяцев 2015 года) субсидии перечислены не в полном объеме, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с требованиями о выплате остатка субсидий (дело N А26-5193/2015 (1 квартал 2015 года) и N А26-9982/2015 (2-3 кварталы 2015 года).
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 09.09.2015 по делу N А26-5193/2015 и от 11.02.2016 по делу N А26-9982/2015 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с полным распределением бюджетных ассигнований.
Полагая, что расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, и некомпенсированные за счет бюджетного субсидирования, являются убытками, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции прекратил производство по настоящему делу ввиду тождественности спора ранее рассмотренным в делах N А26-5193/2015 и N А26-9982/2015.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, признав настоящий спор и ранее рассмотренные споры не тождественными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства.
Из буквального содержания указанной нормы следует, что таким судебным актом должен быть акт по спору, в котором совпадают предмет, основание исковых требований и субъектный состав.
Предмет иска - это материально-правовое требование истца к ответчику, основание иска - обстоятельства, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Для применения пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ необходимо установить тождество исков по уже рассмотренному другим судом делу и делу, рассматриваемому арбитражным судом. Тождество исков устанавливается путем сопоставления элементов иска (предмета и основания) и спорящих сторон.
Предметом исковых требований Общества по делам N А26-5193/2015 и N А26-9982/2015 являлось взыскание 26 036 824,38 руб. (4 452 371,67 руб. и 21 584 452,71 руб. соответственно) субсидии из бюджета Республики Карелия по соглашению от 20.02.2015 N 2-2015 за 1, 2, 3 кварталы 2015 года.
Ответчиком по указанным спорам являлся Комитет по тарифам как сторона соглашения.
В настоящем случае Общество обратилось с иском о взыскании потерь (убытков), вызванных межтарифной разницей, к иному ответчику - публично-правовому образованию, то есть основание иска и субъектный состав настоящего дела и ранее рассмотренных споров не совпадают.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения вопроса о возможности прекращения производства по настоящему делу, апелляционным судом установлены правильно, обжалуемое постановление отмене не подлежит.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 по делу N А26-6368/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам и Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.