18 мая 2020 г. |
Дело N А56-135624/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Подольского В.А. (доверенность от 21.11.2019 N 495-19),
рассмотрев 13.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А56-135624/2018,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербург, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 30.07.2018 по делу N Т02-233/18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СанВил", адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 19 (далее - ООО "СанВил").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019, заявление удовлетворено в части. Суд признал недействительными пункты 2 и 3 решения Управления от 30.07.2018 по делу N Т02-233/18. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить решение от 04.06.2019 и постановление от 29.10.2019, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя кассационной жалобы, решение Управления от 30.07.2018 по делу N Т02-233/18 является законным и обоснованным. Управление указало на установление в действиях закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" нарушения требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), допущенные вследствие незаконного проведения этапов рассмотрения поступивших заявок и подведения итогов закупки в сроки, не соответствующие установленным извещением о закупке и соответствующими протоколами.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Определениями суда от 25.03.2020 и от 15.04.2020 дата и время судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, изначально назначенной на 25.03.2020, изменялась на 15.04.2020 и 13.05.2020 соответственно, на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020.
Представители УФАС и ООО "Сан-Вил", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ПАО "Ленэнерго" доводы кассационной жалобы отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.05.2018 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 31806461466 о проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию ПС 110 кВ N 67 (замена РУ 6, 35 кВ) (ПИР) (181123) (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее - Документация). Начальная (максимальная) цена 24 046 335 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Единым Стандартом закупок ПАО "Россетти" (далее - Положение о закупках), версия 23 от 14.11.2017, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
В соответствии с частью 16 и 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "СанВиЛ" на действия закупочной комиссии ПАО "Ленэнерго" при проведении открытого конкурса в электронной форме по извещению N 31806461466, УФАС признало жалобу обоснованной по доводу о несоблюдении закупочной комиссией Организатора торгов установленных извещением о Закупке сроков проведения Закупки и подведения ее итогов.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "СанВиЛ" УФАС принято решение от 30.07.2018 N Т02-233/18: Признать жалобу ООО "СанВиЛ" на действия закупочной комиссии ПАО "Ленэнерго" при проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию ПС 110 кВ N67 (замена РУ 6, 35 кВ) (ПИР) (181123) извещение N 31806461466) обоснованной (пункт 1).
Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по организации волоконно-оптической линии связи на участках ПС 510 - ПС 171 - ПС 330 кВ "Колпино", ПС 521 - ПС 354, ПС 211 - ПС 220 кВ "Колпинская" СМР, поставка, ПНР) (181064) (извещение N 31806243944) нарушения п. 2 ч. 1, 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные вследствие незаконного проведения этапов рассмотрения поступивших заявок и подведения итогов Закупки в сроки, не соответствующие установленным извещением о Закупке и протоколам от 15.06.2018 N ОК-18/74 РС-3 и от 21.06.2018 N ОК-18/74 РС-4 (пункт 2).
Не выдавать закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" (ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по организации волоконно-оптической линии связи на участках ПС 510 - ПС 171 - ПС 330 кВ "Колпино", ПС 521 - ПС 354, ПС 211 - ПС 220 кВ "Колпинская" (СМР, поставка, ПНР) (181064) (извещение N 31806243944) ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на выбор победителя по итогам процедуры Закупки (пункт 3).
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4).
Не согласившись с решение Управления Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что пункты 2 и 3 обжалуемого решения УФАС приняты по иным конкурсам с другим предметом и соответственно не могут относиться к рассматриваемому спору. В связи с изложенным, требования Общества удовлетворены в части признания недействительными пунктов 2 и 3 решения Управления от 30.07.2018 по делу N Т02-233/18. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Управления.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
ПАО "Ленэнерго" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (пункт 7 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
В документации о закупке указываются сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (пункт 11 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона N 223-ФЗ сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Частью 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ определено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Суды установили, что в извещении о Закупке Организатором торгов в отношении места и даты рассмотрения заявок участников конкурса и подведения итогов конкурса указано следующее:
"Место и дата рассмотрения заявок участников открытого конкурса:
196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, каб. 739., 15.06.2018 г.
При этом Заказчик оставляет за собой право продлить установленный срок, а также рассмотреть заявки участников открытого конкурса и подвести итоги ранее указанных сроков.
Место и дата подведения итогов открытого конкурса: 196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, каб. 739.
При этом Заказчик оставляет за собой право продлить установленный срок, а также рассмотреть заявки участников открытого конкурса и подвести итоги ранее указанных сроков.
Дата подведения итогов: 15.06.2018".
Исследовав представленные доказательства суды констатировали, что 15.06.2018 итоги Закупки не подводились. При этом 18.06.2018 в 17:21 (МСК) Организатором торгов в ЕИС опубликован протокол от 15.06.2018 N ОК-18/74 РС-3 заседания Конкурсной комиссии по продлению сроков рассмотрения и подведения итогов открытого конкурса, согласно которому Закупочная комиссия приняла решение о продлении сроков рассмотрения поступивших заявок и подведения итогов открытого конкурса на право заключения договора по лоту: Реконструкция ПС 110 кВ N 67 (замена РУ 6, 35 кВ) (ПИР) (181123) до 21.06.2018.
Подведение итогов Закупки 21.06.2018 также не состоялось. 22.06.2018 в 15:52 (МСК) на Официальном сайте Организатором торгов в ЕИС вновь опубликован протокол от 21.06.2018 N ОК-18/74 РС-4 заседания Конкурсной комиссии по продлению сроков рассмотрения и подведения итогов открытого конкурса.
Пунктом 1 указанного протокола от 21.06.2018 N ОК-18/74 РС-4 сообщалось о продлении сроков рассмотрения поступивших заявок и подведения итогов открытого конкурса на право заключения договора по лоту: Реконструкция ПС 110 кВ N 67 (замена РУ 6, 35 кВ) (ПИР) (181123) до 25.06.2018.
Рассмотрение заявок на участие в Закупке осуществлено 13.07.2018 согласно протоколу N ОК-18/74 РС-5 очного заседания Конкурсной комиссии по подведению итогов открытого конкурса от 13.07.2018.
Подведение итогов Закупки состоялось 16.07.2018, что зафиксировано Протоколом от 16.07.2018 N ОК-18/74 РС-6 очного заседания Конкурсной комиссии по подведению итогов по открытому конкурсу, размещенному Организатором торгов в ЕИС 18.07.2018 в 17:49 (МСК).
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что документацией не регламентирован порядок изменения указанных в извещении о Закупке сроков рассмотрения заявок участников конкурса и подведения итогов конкурса в случае принятия такого решения, не определен порядок и условия принятия такого решения, а также, полномочия соответствующих лиц Заказчика, суды пришли к выводу о том, что установление указанных сроков с возможностью неограниченного их продления влечет невозможность определения потенциальными участниками Закупки фактических сроков выполнения тех или иных этапов работ по договору, не позволяет составить надлежащий календарный план исполнения обязанностей по договору, предусмотреть сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.
Учитывая изложенное суды правомерно согласились с выводом УФАС о наличии в действиях закупочной комиссии Организатора торгов нарушений пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
Вместе с тем установив, что предметом открытого конкурса в электронной форме являлась реконструкция ПС 110 кВ N 67 (замена РУ 6, 35 кВ) (ПИР) (181123), а в пунктах 2 и 3 обжалуемого решения УФАС от 30.07.2018 по жалобе N Т02-233/18 указан иной предмет и номер извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, суды правомерно удовлетворили требования Общества в части признания недействительными пунктов 2 и 3 решения Управления от 30.07.2018 по делу N Т02-233/18, так как мотивировочная часть решения не соответствует его резолютивной части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано. В указанной части судебные акты не обжалуются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы УФАС, не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А56-135624/2018, оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.