18 мая 2020 г. |
Дело N А42-3197/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В., судей Дмитриева В.В., Константинова П.Ю.,
рассмотрев 18.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области на определение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А42-3197/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз", адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Сафонова, д. 6, ОГРН 1135110000497, ИНН 5110004487, обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к муниципальному образованию закрытого административно-территориального образования г. Североморск Мурманской области в лице Комитета имущественных отношений Администрации закрытого административно-территориального образования г. Североморск, адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4, ОГРН 1025100712845, ИНН 5110120211 (далее - Комитет), о взыскании 666 612 руб. 25 коп. задолженности за предоставленные услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 5, в отношении нежилого помещения площадью 860,7 кв.м за период с 01.09.2015 по 01.10.2017 и к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны), о взыскании 550 973 руб. 06 коп. задолженности в отношении нежилого помещения площадью 1616,8 кв.м за период с 01.09.2015 по 03.09.2016 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В порядке статьи 124 АПК РФ произведена смена наименования истца с общества с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" на общество с ограниченной ответственностью "УК "Североморскгрупп" (далее - Общество).
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, Федеральное государственное казенное учреждение "1973 отделение морской инженерной службы" Минобороны, адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Северная застава, д. 24, ОГРН 1025100711613, ИНН 5110101064.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.2018 в пользу Общества с муниципального образования закрытого административно-территориального образования г. Североморск в лице Комитета взыскано 666 612 руб. 25 коп. неосновательного обогащения, 13 783 руб. 54 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины, с Российской Федерации в лице Минобороны за счет казны Российской Федерации - 550 973 руб. 06 коп. неосновательного обогащения, 11 392 руб. 46 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2019 названное решение в обжалуемой части оставлено без изменения.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области, адрес: 183010, г. Мурманск, просп. Кирова, д. 14/2, ОГРН 1025100849663, ИНН 5191501406 (далее - Минфин), обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения от 10.10.2018 в части взыскания 550 973 руб. 06 коп. неосновательного обогащения, 11 392 руб. 46 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2019 названное заявление Минфина оставлено без удовлетворения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 определение от 03.12.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, принятыми по настоящему делу, Минфин обратился в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Минфин просит определение от 03.12.2019 и постановление от 29.01.2020 отменить, принять новый судебный акт, которым изменить способ и порядок исполнения решения от 10.10.2018 путем определения исполнения решения в порядке статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) за счет средств федерального бюджета, выделяемых Минобороны на реализацию его полномочий.
По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание, что исполнение решения должно осуществляться не Минфином за счет средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.2 БК РФ, а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику (Минобороны) как получателю средств федерального бюджета лицевого счета в порядке, установленном статьей 242.3 БК РФ, с учетом положений пункта 11 статьи 161 БК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Кассационная жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на исполнении в Минфине находится исполнительный лист от 26.02.2019 серии ФС N 026919739, выданный на основании решения от 10.10.2018 по настоящему делу, на взыскание денежных средств в пользу Общества с Российской Федерации в лице Минобороны за счет казны Российской Федерации.
Статьей 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ заявитель, ходатайствующий об изменении способа исполнения решения, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные Минфином в обоснование ходатайства об изменении способа и порядка исполнения решения суда доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
Как правомерно указали суды, заявителем не доказано наличие обстоятельств, являющихся основаниями для изменения порядка исполнения судебного акта.
Фактически доводы заявителя направлены на изменение вступившего в законную силу судебного акта и не могут быть предметом рассмотрения при оценке заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта.
Минфин полагает, что решение подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделяемых Минобороны на реализацию своих полномочий.
Как следует из судебного акта, денежные средства подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минобороны за счет казны Российской Федерации.
Согласно понятию "государственная казна", данному в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, указание в решении на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице Минобороны за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органами Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 БК РФ, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны, а при поступлении исполнительного листа заявитель не лишен возможности передать его на исполнение по ведомственной принадлежности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии основания для изменения порядка и способа исполнения решения суда по настоящему делу.
Доводы подателя жалобы, иное толкование им действующего законодательства Российской Федерации не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суды правильно применили нормы процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А42-3197/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Васильева |
Судьи |
Н.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.