20 мая 2020 г. |
Дело N А56-62252/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" Белика В.И. (доверенность от 27.12.2019), от администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области Рооз О.А. (доверенность от 28.01.2020),
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А56-62252/2019,
установил:
Акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы", адрес: 188354, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, территория промышленной зоны Орловские Ключи, д. 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, пр. Ленина, д. 32, ОГРН 1054700604518, ИНН 4716024480 (далее - Администрация), об обязании ответчика в течение пяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда выдать Обществу техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На случай неисполнения судебного акта истец просил взыскать с Администрации 3000 руб. судебной неустойки за каждый день просрочки в первый месяц неисполнения, 6000 руб. за каждый день просрочки во второй месяц неисполнения, 12 000 руб. за каждый день просрочки в третий и последующий месяцы неисполнения.
Решением суда от 04.10.2019 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2020 решение от 04.10.2019 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит постановление от 29.01.2020 отменить, а решение суда первой инстанции от 04.10.2019 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что решение Совета депутатов первого созыва от 25.08.2009 N 204 об утверждении технического задания принято до утверждения схемы водоснабжения и водоотведения. Кроме того, ответчик не доказал, что направлял это решение истцу.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Администрации с ними не согласился.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании постановления Администрации от 19.06.2013 N 251/1 является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Зданиями и сооружениями водоснабжения и водоотвода Общество владеет на основании договоров аренды от 30.12.2005 N 4 и от 20.12.2005 N 16 и договоров от 21.01.2008 и от 01.02.2008 передачи прав и обязанностей по договорам аренды.
По условиям договоров аренды (пункт 3.3.6) арендатор производит капитальный ремонт имущества и ведет капитальное строительство в соответствии с инвестиционной программой, заявленной собственником имущества и утвержденной регулирующим органом при тарифном регулировании.
В соответствии с предписанием от 30.11.2018 N 76, выданным Обществу Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тосненском районе (далее - Роспотребнадзор), истец как ресурсоснабжающая организация обязан привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества." качество питьевой воды, поступающей с насосной станции 2-го подъема по адресу: г. Тосно, ул. Энергетиков, д. 4, по централизованным сетям водоснабжения потребителям жилых многоквартирных домов города Тосно. Предписание обосновано результатами лабораторных исследований проб холодной воды, показавших сверхнормативное содержание железа в холодной воде.
Роспотребнадзор также направил Обществу уведомление от 31.01.2019 N 47-15-70 о несоответствии качества питьевой воды гигиеническим нормативам по железу, в котором указал на наличие у органов местного самоуправления обязанности внести изменения (разработать) в техническое задание на разработку и корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды установленным требованиям, а у Общества - обязанности разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По запросу Администрации от 05.12.2018 для целей формирования сводной информации Общество направило проект дорожной карты по разработке инвестиционной программы по повышению качества питьевого водоснабжения на территории Тосненского района Ленинградской области в зоне эксплуатационной ответственности филиала Общества "Тосненский водоканал", просило назначить совместное рабочее совещание.
В претензии от 29.03.2019 Общество просило Администрацию рассмотреть направленные в ее адрес письма, с учетом представленного проекта дорожной карты выдать техническое задание на разработку инвестиционной программы в целях доведения качества питьевой воды до нормативного уровня.
Ссылаясь на то, что Администрация не исполнила требования, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая на требования, Администрация указала, что решением Совета депутатов первого созыва от 25.08.2009 N 204 утверждено техническое задание на разработку Обществом инвестиционной программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения на территории Тосненского городского поселения Ленинградской области, однако инвестиционная программа не разработана. Кроме того, 10.04.2019 с участием Общества проведено совещание, по результатам которого Обществу предложено внести изменения в дорожную карту, выделить мероприятия, которые войдут в инвестиционную надбавку, представить предложения по внесению изменений в техническое задание и проект дорожной карты, подготовить предложения по капитальному ремонту. Администрация также отметила, что причина несоответствия качества питьевой воды не установлена, так как техническое обследование системы водоснабжения Обществом не проводилось.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав, что в соответствии с частью 1 статьи 6, частями 1, 4 и 6 статьи 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) Администрация обязана выдать Обществу техническое задание на разработку инвестиционной программы. Техническое задание 2009 года суд признал недействительным, так как схема водоснабжения и водоотведения Тосненского района Ленинградской области на период до 2028 года утверждена 15.08.2014.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Обществу в удовлетворении заявления, апелляционный суд исходил из того, что техническое задание на разработку инвестиционной программы Общества по развитию системы коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения утверждено в 2009 году; у Администрации не имелось обязанности по выдаче технического задания для разработки инвестиционной программы в связи с выданным Роспотребнадзором предписанием.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и частью 7 статьи 8 Закона N 416-ФЗ.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно частям 5 и 6 статьи 23 Закона N 416-ФЗ в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного в части 5 названной статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Между тем, из материалов дела следует, что Роспотребнадзор не направил Администрации уведомление от 31.01.2019 N 47-15-70 о несоответствии качества питьевой воды гигиеническим нормативам. Это обстоятельство подтверждено письмом Тосненской городской прокуратуры от 13.05.2019 N 462ж-18, составленным по результатам проведенной проверки.
Таким образом, поскольку Администрация уведомление Роспотребнадзора не получила, в ее действиях не имеется нарушений частей 5 и 6 статьи 23 Закона N 416-ФЗ.
Из материалов дела видно, что Администрация считает действующим техническое задание на разработку Обществом инвестиционной программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения на территории Тосненского городского поселения Ленинградской области, утвержденное решением Совета депутатов первого созыва от 25.08.2009 N 204 и принятое в соответствии с Федеральным Законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Указанное техническое задание в числе прочего предусматривает разработку мероприятий по обеспечению качества питьевой воды в соответствии с нормативами, а именно СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества."
По результатам обращений Общества и проведенного 10.04.2019 совместного совещания Администрация в письме от 03.07.2019 просила Общество представить результаты технического обследования систем водоснабжения, проведенного в соответствии со статьей 37 Закона N 416-ФЗ, предложения по капитальному ремонту, предложения о внесении изменений в имеющееся техническое задание, дорожную карту. Если техническое обследование систем водоснабжения не проводилось, Администрация просила его организовать, согласовать результаты, разработать и представить на согласование проект инвестиционной программы с учетом мероприятий по повышению качества питьевой воды.
Таким образом, поскольку техническое задание на разработку инвестиционной программы имеется и Обществу предложено представить предложения о внесении в него изменений, а также разработать инвестиционную программу, у судов не имелось оснований для удовлетворения иска.
Постановление апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А56-62252/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.