25 мая 2020 г. |
Дело N А66-4810/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Емельянова Р.П. (доверенность от 12.03.2020 N 52), от правительства Тверской области Цветковой М.А. (доверенность от 09.12.2019 N 179), от общества с ограниченной ответственностью "Старатель и Ко" Камаева И.В. (доверенность от 03.12.2019), Громова Р.М. (доверенность от 17.03.2019),
рассмотрев 20.05.2020 в открытом судебном заседании кассационные жалобы правительства Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А66-4810/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Старатель и Ко", адрес: 171158, Тверская обл., г. Вышний Волочек, ул. Парижской коммуны, д. 43/46, ОГРН 1026901603024, ИНН 6920007551 (далее - Общество, ООО "Старатель и Ко"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), от 07.11.2017 N 596-пи о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения в Тверской области по лицензии серии ТВЕ N 56706 ТЭ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 24, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство имущественных и земельных отношений).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04.07.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2019 решение от 04.07.2018 и постановление от 02.10.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.09.2019 (с учетом определения от 30.09.2019 об исправлении опечатки) оспариваемое решение Министерства признано незаконным, на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя, с Министерства в пользу Общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., Обществу возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в размере 3500 руб.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 решение суда первой инстанции от 06.09.2019 изменено в части распределения судебных расходов: с Министерства в пользу Общества взыскано 6000 руб. судебных расходов по государственной пошлине, Обществу возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
Правительство и Министерство обжаловали решение от 06.09.2019 и постановление от 28.01.2020 в кассационном порядке. Ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, податели жалоб просят отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Правительства и Министерства, Общество нарушило существенные условия лицензии, в результате чего действие лицензии было досрочно прекращено. При этом податели жалобы настаивают на том, что для выполнения ООО "Старатель и Ко" лицензионных требований (разработки месторождения) у заявителя отсутствовала необходимость перевода земель запаса в земли промышленности. В связи с этим Правительство и Министерство считают, что вывод судов о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Обществу надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования, а также о вине Министерства за длительное рассмотрение и утверждение документов территориального планирования (утверждение Генерального плана Есеновичского сельского поселения) и отказа органа местного самоуправления в предоставлении земель запаса в аренду является несостоятельным и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В представленном отзыве на кассационные жалобы Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области поддержало позицию Правительства и Министерства.
В судебном заседании представители Правительства и Министерства поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения данных жалоб.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия серии ТВЕ N 56706 ТЭ на право пользования недрами для добычи валунно-гравийно-песчаного материала Северного участка месторождения "Октябрьское" площадью 322 га, расположенного южнее деревень Дуплево и Паньково и севернее деревень Кожино и Кузлово Вышневолоцкого района Тверской области со сроком действия до 01.01.2015. Впоследствии срок окончания действия лицензии продлен до 01.01.2022; приложение 1 к лицензии изложено в новой редакции.
Министерство направило в адрес Общества уведомление от 02.03.2017 N 2619-06 о том, что в период с 2012 года по 2016 года ООО "Старатель и Ко" в нарушение положений подпункта "е" пункта 4.1 и подпункта "в" пункта 4.2 Условий пользования недрами, являющимися приложением 1 к лицензии серии ТВЕ N 56706 ТЭ (далее - Условия), не осуществляло добычу общераспространенного полезного ископаемого на предоставленном ему месторождении "Октябрьское". Названным уведомлением Общество предупреждено о том, что ему необходимо в трехмесячный срок приступить к добыче общераспространенного полезного ископаемого по указанной выше лицензии.
Уведомление от 02.03.2017 N 2619-06 получено Обществом 10.03.2017, что подтверждается копией уведомления о вручении почтового отправления.
В ответ на данное уведомление ООО "Старатель и Ко" представило Министерству обращение, в котором указало на невозможность разработки месторождения ввиду отсутствия перевода земельного участка, в границах которого расположено месторождение, в категорию разрешенного для целей недропользования.
Согласно протоколу заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области от 28.09.2017 N 596-пи в ходе рассмотрения материалов о досрочном прекращении права пользования недрами Министерством установлено, что спорное месторождение расположено на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях нераспределенного фонда, на которых в соответствии с законодательством допускается пользование недрами.
Отсутствие со стороны Общества доказательств устранения в отведенный трехмесячный срок выявленного нарушения послужило основанием для принятия Министерством решения от 07.11.2017 N 596-пи о досрочном прекращении права пользования Обществом участками недр по лицензии серии ТВЕ N 56706 ТЭ в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) и с учетом протокола заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области от 28.09.2017 N 596-пи.
О принятом решении Общество уведомлено письмом от 14.12.2017 N 16539-06.
Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу, что оспариваемое решение Министерства не соответствует Закону N 2395-1 и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационные жалобы Правительства и Министерства не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено органом, предоставившим лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть 4 статьи 21 Закона N 2395-1).
Порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315.
Согласно пункту 9.2 Условий право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 при невыполнении недропользователем существенных условий пользования лицензионным участком, оговоренных в пункте 4.1 Условий.
Подпунктом "е" пункта 4.1 и подпунктом "в" пункта 4.2 Условий установлен соответственно объем среднегодового уровня добычи полезного ископаемого и требование полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых.
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 4.1 Условий предусмотрено наличие утвержденных запасов полезных ископаемых на лицензионном участке, наличие согласованного и утвержденного в установленном законом порядке технического проекта разработки и рекультивации месторождения с учетом требований промышленной безопасности, рационального использования недр и природоохранного законодательства, включая условия ведения мониторинга состояния окружающей среды в пределах лицензионного участка, наличие оформленного и зарегистрированного в Ростехнадзоре горного отвода.
Как установлено судами, Обществом требования подпунктов "а", "б" и "в" пункта 4.1 Условий выполнены: им подготовлены и утверждены план развития горных работ и технологический регламент производства; утвержден горный отвод в уточненных границах; проведена ревизия запаса полезных ископаемых. Условие подпункта "г" названного пункта ООО "Старатель и Ко" не исполнено по причине отказа администрации Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в оформлении договора аренды земельного участка в связи с отсутствием перевода земель лесного, сельскохозяйственного назначения и земель запаса в земли промышленности (письмо от 28.12.2016).
Следовательно, как правильно указали суды, в отсутствие оформленного надлежащим образом права пользования земельным участком ООО "Старатель и Ко" не могло приступить к добыче полезных ископаемых, а, следовательно, и обеспечить среднегодовой уровень его добычи, недостижение которого вменено заявителю.
Письмом от 28.12.2016 администрация Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области отказала Обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000027:462, указав на возможность его передачи только после перевода в категорию земель - земли промышленности.
При этом в 2013 году Общество обратилось в Правительство с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000027:462 из категории земель лесного фонда, сельскохозяйственных земель и земель запаса в земли промышленности. Распоряжением губернатора Тверской области от 17.01.2014 N 17-рп в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием Генерального плана Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.
После утверждения решением Совета депутатов Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от 17.02.2016 N 81 Генерального плана указанного поселения Общество неоднократно инициировало обращение администрации Вышневолоцкого района Тверской области в адрес Правительства с заявлением об испрашиваемом переводе земель (письма от 14.03.2016 N 39, от 19.12.2016 N 297, от 09.12.2016 N 2799/).
Однако данный вопрос Правительством не был рассмотрен.
В письмах от 30.01.2017 N 981-07, от 13.03.2017 N 2677-07, от 11.05.2017 N 5610-07 Министерство имущественных и земельных отношений лишь сообщило о том, что планирует рассмотреть соответствующие обращения, при этом о причинах длительного игнорирования разрешения поставленного вопроса не ответило.
Судами также установлено, что в период рассмотрения дела Общество 21.03.2019 вновь обратилось в Правительство с ходатайствами о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000027:462 из категории земель запаса в земли промышленности. В ответ на указанное обращение Министерство сообщило, что ходатайство о переводе названного земельного участка из категории земель запаса в земли промышленности поступило 29.03.2019 от администрации Вышневолоцкого района и повторного направления ходатайства от имени Общества не требуется. Вместе с тем из материалов дела усматривается, что 10.06.2019 администрация Вышневолоцкого района вновь отозвала ходатайство (заявление исх. от 05.06.2019 N 1514/02-10).
Согласно содержанию обращений о переводе земельного участка в иную категорию данные обращения содержали информацию о необходимости такого перевода для предоставления земельного участка в аренду Обществу.
При этом в основание отказа в переводе земельного участка отсутствие необходимости такого перевода для целей пользования недрами, на что указали податели жалоб со ссылкой на положения части 2 статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации, не положено.
Фактическая передача земель запаса, перевод земель из одной категорию в другую, как справедливо отмечено судами, не может находиться в сфере контроля со стороны Общества, поскольку зависит от волеизъявления уполномоченных органов. В свою очередь, Общество неоднократно предпринимало соответствующие меры (обращалось в компетентные органы с заявлениями), которые оказались безрезультатными.
Таким образом, как верно установили суды, Обществом принимались меры по переводу земель горного отвода в земли промышленности, что позволило бы ему в дальнейшем заключить договор аренды земельного участка с целью недропользования и приступить к добыче полезных ископаемых.
По условиям проекта разработки и рекультивации Северного участка Октябрьского валунно-гравийно-песчаного месторождения первый год работ по разработке месторождения предусматривает ведение таких работ на участке с кадастровым номером 69:06:0000027:462.
В ходе рассмотрения дела Общество представило письменные пояснения, произвело и представило расчеты, подтверждающие невозможность добычи полезных ископаемых на иных участках горного отвода, использование которых с целью пользования недрами допускается, в том объеме, который предусмотрен лицензией. Кроме того, разработка Обществом недр на иных земельных участках противоречила бы проекту.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение Министерства не соответствует Закону N 2395-1 и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Приведенные в кассационных жалобах доводы являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А66-4810/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.