28 мая 2020 г. |
Дело N А56-45176/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 27.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А56-45176/2019,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта, адрес: 196105, Санкт-Петербург, Сызранская ул., д. 15, ОГРН 1027809259730, ИНН 7830001927 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 26.02.2019 по жалобе N Т02-122/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лифтмастер", адрес: 199178, Санкт-Петербург, 15-я линия В.О., д. 32, лит. А, пом. 3-Н, ОГРН 1157847097814, ИНН 7802284021 (далее - Общество, ООО "Лифтмастер"), и акционерное общество "Единая электронная площадка", адрес: 115114, Москва, Кожевническая ул., д. 14, стр. 5, ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019, оспариваемые решение и предписание УФАС признаны недействительными.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить названные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, сведения, указанные ООО "Лифтмастер" в справке о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам закупки, представленные во второй части его заявки, являлись достоверными. В частности УФАС настаивает на том, что ООО "Лифтмастер" обоснованно не указало сведений о своем участии в судебных заседаниях в качестве ответчика по делу N А56-132153/2018, поскольку производство по указанному делу было прекращено в связи с отказом от иска.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - АС СЗО) от 08.04.2020 дата рассмотрения кассационной жалобы изменена на 06.05.2020, а впоследствии на 27.05.2020 (определение АС СЗО от 06.05.2020).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, ходатайство об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.01.2019 на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru Предприятие (заказчик) опубликовало извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на ежемесячное техническое обслуживание двух пассажирских лифтов, включая документацию об аукционе (далее - Документация).
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке от 08.02.2019 N 16/2019-ЭА заявка ООО "Лифтмастер" отклонена в связи с тем, что "участником предоставлены недостоверные сведения в справке, подтверждающей участие (неучастие) участника в судебных разбирательствах в качестве ответчика (выступал в качестве ответчика в деле N А56-132153/2018 от 24.10.2018), что не соответствует требованиям подпункта 6.6.4 пункта 6.6 статьи 6 документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства".
Общество, считая указанные действия закупочной комиссии организатора торгов неправомерными, обратилось в Управление с соответствующей жалобой.
Решением УФАС от 26.02.2019 жалоба ООО "Лифтмастер" признана обоснованной; в действиях закупочной комиссии организатора торгов признано нарушение требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного отклонения заявки Общества; закупочной комиссии организатора торгов решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона N 223-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспоренных ненормативных правовых актов, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Предприятие осуществляло закупку в соответствии с процедурой, установленной Законом N 223-ФЗ.
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований названного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Судами установлены следующие значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.
Согласно пункту 7.1.8 Документации вторая часть аукционной заявки должна содержать сведения об участнике аукциона, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в пункте 2 Документации), а также документы, представляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если представление таких документов предусмотрено приложением N 1 Документации. При этом не допускается указание во второй части аукционной заявки сведений о ценовом предложении участника аукциона. Все документы, входящие в состав вторых частей, должны быть представлены в виде сканированных цветных копий с оригинала документа.
В соответствии с пунктом 7.1.9.18 Документации во второй части аукционной заявки участник должен представить справку, подтверждающую участие (неучастие) участника в судебных разбирательствах в качестве ответчика, за подписью руководителя и главного бухгалтера, удостоверенную печатью участника.
На основании пункта 6.6.1 Документации аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в Документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных Документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети "Интернет".
Пунктом 6.6.4 Документации установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.
В данном случае ООО "Лифтмастер" в составе второй части заявки на участие в закупке представило справку о соответствии требованиям, предъявленным к участникам закупки, в которой указало, что Общество не принимало участие в судебных разбирательствах в качестве ответчика.
Однако в ходе проверки достоверности предоставленной информации закупочной комиссией Предприятия было установлено, что согласно данным сайта http://kad.arbitr.ru "Картотека арбитражных дел" ООО "Лифтмастер" являлось ответчиком по делу N А56-132153/2018.
Доводы УФАС, положенные в основу оспариваемого решения, о том, что Общество не принимало участие в судебных заседаниях, так как дело рассматривалось в порядке упрощенного производства, и производство по нему было прекращено ввиду отказа от иска, в связи с чем, у ООО "Лифтмастер" отсутствовал повод для указания данных сведений в соответствующей справке, были рассмотрены судами, и им дана надлежащая правовая оценка.
Как обоснованно отметили суды, рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и отсутствие судебных заседаний по делу, а также последующий отказ от иска применительно к условиям пункта 7.1.9.18 Документации не имеет значения, поскольку не исключает того обстоятельства, что в отношении Общества имелось судебное разбирательство (дело N А56-132153/2018), по которому оно являлось ответчиком.
Как справедливо указали суды, понятие "судебное разбирательство" не тождественно понятию "судебное заседание". Судебное заседание является одной из процессуальных форм судебного разбирательства, в ходе которого отдельные процессуальные действия осуществляются судом без проведения судебного заседания, в том числе при упрощенном судопроизводстве.
Принимая во внимание, что Общество в составе второй части заявки на участие в закупке представило недостоверные сведения в отношении факта участия (неучастия) участника в судебных разбирательствах в качестве ответчика, заявка ООО "Лифтастер" была обоснованно отклонена закупочной комиссией Предприятия от участия в закупке.
Оценив представленные участниками спора доказательства и обстоятельства дела, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях Предприятия при проведении рассматриваемой закупки вменяемых Управлением нарушений, в связи с чем признали оспоренные решение и предписание недействительными.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судами доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А56-45176/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.