02 июня 2020 г. |
Дело N А56-93090/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Константинова П.Ю. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от Управления Ленинградской области по транспорту Унучек И.К. (доверенность от 27.01.2020),
рассмотрев 02.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Ленинградской области по транспорту на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А56-93090/2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Ленинградской области по транспорту, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1177847000011, ИНН 7842125211 (далее -Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о прекращении действия свидетельства серии ЛО-С N 0035 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 888, выданного индивидуальному предпринимателю Трофимову Андрею Михайловичу, ОГРНИП 313470503000040, ИНН 471704426219.
Решением от 02.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить,
По мнению подателя жалобы, выданная предпринимателю лицензия подлежит аннулированию по основаниям, изложенным Управлением в заявлении, а суды не дали в обжалуемых судебных актах мотивированной оценки доводам заявителя. Управление отмечает, что доводы предпринимателя об отсутствии оснований для отзыва лицензии: приобретение техники за свой счет, устранение замечаний к порядку оказания услуг на маршруте, предоставление отчетов в ходе рассмотрения дела - приняты судами и положены в основу решения по делу в отсутствие письменных доказательств, только со слов предпринимателя.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в жалобе
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области (заказчик, правопредшественник Управления) и предприниматель Трофимов А.М. (перевозчик) заключили договор от 30.06.2014 N КТ 7230/06/140186 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок (далее - Договор).
Для выполнения Договора предпринимателю выдано свидетельство серии ЛО-С N 0035 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 888 (дер. Извара - Санкт-Петербург, автовокзал (наб. Обводного канала, д. 36) со сроком действия с 27.07.2016 по 26.07.2021.
Управление как отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий субъекта Российской Федерации (Ленинградской области) в сфере транспорта, выявило факт непредставления предпринимателем ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 888 за отчетные периоды, а именно за 2018 год и I квартал 2019 года, поэтому обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 220 свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Порядок прекращения действия такого свидетельства предусмотрен статьей 29 Закона N 220-ФЗ.
Пунктом 1 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлено право уполномоченного органа местного самоуправления, выдавшего свидетельство, на обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного в течение одного года непредставления в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 "Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления" установлен срок представления такого отчета - ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 2).
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установил факт ненаправления предпринимателем упомянутых отчетов, однако с учетом доводов и возражений сторон дела пришел к выводу, что в рассматриваемом случае прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок несоразмерно допущенному Трофимовым А.М. нарушению, поэтому отказал в удовлетворении заявления Управления.
Апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам жалобы.
Вопреки утверждению Управления суды проанализировали представленные доказательства в совокупности и привели мотивы принятия обжалуемых судебных актов, а несогласие заявителя с оценкой, данной судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 65 АПК РФ объяснения лиц, участвующих в деле, являются одним из видов доказательств и подлежат оценке судом наряду с письменными доказательствами; ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы (часть 5 статьи 71 АПК РФ); на основании части 4 статьи 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, принятие судами объяснений предпринимателя в рассматриваемом случае не нарушает принципов состязательности и равноправия арбитражного процесса и не может быть положено в основание отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения и постановления, не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, следовательно, кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А56-93090/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Ленинградской области по транспорту - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.