18 июня 2020 г. |
Дело N А21-10903/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Власовой М.Г., Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПромАгроЛизинг-Центр" Афанасьева Н.О. (доверенность от 09.10.2019 N 40),
рассмотрев 17.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромАгроЛизинг-Центр" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А21-10903/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромАгроЛизинг-Центр", адрес: 197341, Санкт-Петербург, Коломяжный пр., д. 27, лит. А, пом. 24-Н, ОГРН 1107746413411, ИНН 7717674670 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", адрес: 236040, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900592759, ИНН 3903010414 (далее - Комитет), о взыскании 3 457 584,20 руб. задолженности по муниципальным контрактам на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) городского автобуса большой вместимости от 15.03.2016 N 335300000215000723_57392 (далее - Контракт от 15.03.2016) и от 25.03.2016 N 03353000002I5000722_57392 (далее - Контракт от 25.03.2016) в виде разницы между размером лизинговых платежей, рассчитанных с учетом увеличенной ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и фактической платой по лизинговым платежам за период с января по июль 2019 года; об обязании Комитета заключить с Обществом дополнительные соглашения к контрактам о внесении в график лизинговых платежей изменений в отношении размера платежей на размер увеличенной ставки НДС с 18% до 20%.
Решением суда от 11.11.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований.
Общество считает, что действующим федеральным законодательством о налогах и сборах предусмотрено императивное правило о применении с 01.01.2019 налоговой ставки по НДС в размере 20% в отношении товаров (работ, услуг), в связи с чем размер лизинговых платежей по муниципальным контрактам подлежит перерасчету с учетом соответствующей ставки НДС.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Комитета, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует материалов дела, по условиям Контракта от 15.03.2016 Общество (лизингодатель) передало в лизинг Комитету (лизингополучателю) 40 единиц автобусов.
По условиям Контракта от 25.03.2016 Общество (лизингодатель) передало в лизинг Комитету (лизингополучателю) 60 единиц автобусов.
Срок лизинга по Контрактам составляет 60 месяцев.
Обязанностью Комитета по заключенным контрактам является внесение ежемесячных лизинговых платежей, размер которых установлен графиками лизинговых платежей.
В пунктах 2.1 Контрактов от 15.03.2016 согласована их цена: Контракт от 15.03.2016 - 595 700 000 руб. с учетом НДС, Контракт от 25.03.2016 - 912 000 000 руб.
Цена Контрактов, согласно пункту 2.2, является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта. При заключении и исполнении Контракта изменение его условий не допускается.
В пункте 2.4 Контрактов установлено, что источником финансирования Контракта является бюджет городского округа "Город Калининград". Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по Контрактам предусмотрены: по Контракту от 15.03.2016 - до 2020 года, по Контракту от 25.03.2016 - до 2021 года.
Оплата по Контрактам производится лизингополучателем за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа "Город Калининград" на 2016 - 2020 годы (по Контракту от 15.03.2016) и на 2016 - 2021 годы (по Контракту от 25.02.2016), в пределах доведенных до лизингополучателя лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов на соответствующий финансовый год, в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2019 в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость установлена в размере 20 процентов.
В связи с внесением изменений в налоговое законодательство, Общество уведомило Комитет о необходимости перерасчета лизинговых платежей, предложив заключить дополнительные соглашения к Контрактам с новыми графиками лизинговых платежей, с применением ставки НДС - 20%, на что согласие не было дано.
По расчету Общества, на стороне Комитета возникла задолженность по Контрактам в виде разницы между размером лизинговых платежей, рассчитанной с учетом увеличенной ставки НДС, и фактически произведенными выплатами, в размере 3 457 584,20 руб.
Поскольку требование о погашении задолженности Комитет в добровольном порядке не удовлетворил, Общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, при этом суд указал на то, что обязательства Комитета по Контрактам ограничены лимитами бюджетных ассигнований и на наличие коммерческих рисков у Общества, при их заключении. В связи с изложенным суд не нашел правовых оснований для обязания Комитета заключить с Обществом дополнительные соглашения к контрактам о внесении изменений в график лизинговых платежей в отношении размера платежей, а также пришел к выводу об отсутствии на стороне Комитета неосновательного обогащения.
Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Отношения, возникающие в сфере финансовой аренды (лизинга), регламентируются статьями 665 - 670 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге).
В соответствии со статьей 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона о лизинге по договору лизинга лизингополучатель обязуется принять предмет лизинга, а также выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга.
Согласно статье 28 Закона о лизинге под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
В соответствии с пунктами 2.3 Контрактов лизинговые платежи включают в себя: стоимость предмета лизинга с учетом всех расходов лизингодателя по приобретению, доставке и передаче лизингополучателю предмета лизинга, а также с учетом стоимости внешнего оформления кузова (цвета покраски); сумму процентов по кредитным ресурсам; вознаграждение лизингодателя; расходы по предпродажной подготовке и доставке предмета лизинга лизингополучателю к месту доставки; выкупную стоимость предмета лизинга; таможенные платежи; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; сумму страховки (полное КАСКО) на период действия контракта; все налоги, сборы, пошлины и прочие обязательные платежи, предусмотренные законодательством РФ.
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе (статья 34 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 54, согласно которой до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Таким образом, в отношении государственного (муниципального) заказчика возможность изменения цены контракта установлена только в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрацией городского округа "Город Калининград" дополнительных бюджетных ассигнований на срок исполнения Контрактов для повышения ставки НДС до 20% не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что риски, связанные с исполнением контракта, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке. При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта, за исключением случаев, указанных в Законе о контрактной системе, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.
На основании изложенного судами правомерно отказано в удовлетворении требований Общества об обязании Комитета заключить дополнительные соглашения к Контрактам, фактически направленные на увеличение цены Контрактов.
Поскольку цена по Контрактам осталась неизменной, судами первой и апелляционной инстанций правомерно отказано во взыскании 3 457 584,20 руб., по мнению Общества образовавшейся задолженности.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А21-10903/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромАгроЛизинг-Центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.