18 июня 2020 г. |
Дело N А05-7127/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 17.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А05-7127/2019,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086, адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1, (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Няндомская центральная районная больница", ОГРН 1022901415569, ИНН 2918002647, адрес: 164200, Архангельская область, Няндомский район, город Няндома, улица Фадеева, дом 2, (далее - Учреждение) о взыскании 7 389 278 руб. 81 коп., в том числе 6 686 121 руб. 68 коп. нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, 668 612 руб. 17 коп. штрафа, 34 544 руб. 96 коп. пеней, начисленных за период с 08.05.2019 по 27.05.2019, а также пеней с 28.05.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.08.2019 с Учреждения в бюджет Фонда взыскано 536 009 руб. 25 коп. нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, 5 360 руб. 09 коп. штрафа, 2 590 руб. 71 коп. пеней, начисленных за период с 08.05.2019 по 27.05.2019, всего 543 960 руб. 05 коп., а также пени, начисленные на сумму долга - 536 009 руб. 25 коп. исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкции, за период с 28.05.2019 по день фактической оплаты долга, в удовлетворении остальной части требований отказано, с учреждения в доход федерального бюджета взыскано 4 413 руб. государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 29.01.2020 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит принятые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования Фонда в полном объеме. По мнению подателя жалобы, согласно нормам действующего законодательства в сфере обязательного медицинского страхования в качестве основного требования, предъявляемого к организации, осуществляющей медицинскую деятельность, является наличие лицензии. Следовательно, право осуществлять медицинскую деятельность поставлено законодателем в прямую зависимость от наличия соответствующей лицензии. Отсутствие на территории нахождения больницы иных медицинских учреждений не может служить основанием для осуществления медицинской деятельности без лицензии. В рассматриваемом случае лицензии не были своевременно оформлены ответчиком в результате ненадлежащего контроля. Кроме того, Мошинская врачебная амбулатория не имела возможности в принципе осуществлять деятельность в отсутствии соответствующего разрешения.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка использования Учреждением средств территориальной программы ОМС за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт от 18.04.2019 N 12/22.
В акте проверки Фондом сделан вывод о нецелевом использовании учреждением средств ОМС, в том числе на следующие расходы:
оказание медицинской помощи по профилю "терапия" в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице, которая осуществлялась при отсутствии лицензии по стационарной медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по терапии в сумме 4 948 759 руб. 39 коп.;
медицинскую деятельность врача клинической лабораторной диагностики отделения анестезиологии-реанимации при отсутствии лицензии по лабораторной диагностике в сумме 356 361 руб. 23 коп.;
медицинскую деятельность медицинской сестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательном учреждении детский сад N 3 "Теремок" при отсутствии лицензии по сестринскому делу в сумме 323 971 руб. 84 коп.;
медицинскую деятельность фельдшера Мошинской врачебной амбулатории при отсутствии лицензии по лечебному делу в сумме 521 019 руб. 97 коп.
В акте Учреждению предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления акта перечислить на лицевой счет фонда использованные не по целевому назначению средства Территориальной программы ОМС в размере 6 686 121 руб. 68 коп., штраф в размере 668 612 руб. 17 коп., в случае неисполнения требования в течение 10 рабочих дней со дня предъявления уплатить в бюджет фонда пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Требованием от 18.04.2019 N 12/22 Фонд предложил Учреждению перечислить сумму средств ОМС, использованных не по целевому назначению, сумму штрафа и пеней.
Поскольку указанное требование не было исполнено Учреждением в добровольном порядке, Фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
На основании статей 2, 6, 10, 11 и 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты фондов обязательного медицинского страхования относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения БК РФ.
Согласно части 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
На основании статей 20, 35 и 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства обязательного медицинского страхования медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
На основании статей 14, 28 и 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Пунктом 8 той же статьи Закона определено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение N 291).
Пунктом 3 данного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии приведенной нормой Министерством здравоохранения Российской Федерации приказом от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования N 121н).
Довод подателя жалобы о нецелевом использовании средств ОМС, полученных Учреждением за медицинскую помощь, а также на выплату заработной платы врача, фельдшера и медицинских сестер при отсутствии у Учреждения лицензии на осуществление определенного вида медицинской деятельности по адресу его фактического осуществления, рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен с учетом следующего.
Из содержания статьи 9 Закона N 99-ФЗ, пунктов 3, 8 Положения N 291 следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии, а лицензируемый вид деятельности подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.
В проверяемом периоде Учреждение осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензий от 29.05.2015 N ЛО-29-01-001796, 20.01.2017 N ЛО-29-01-002207, от 07.03.2018 N ЛО-29-01-002422, выданных Министерством здравоохранения Архангельской области бессрочно.
В ходе проверки установлено, что медицинская помощь по профилю "терапия" в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице (адрес: Няндомский район, поселок Шалакуша, улица Комсомольская, дом 6) осуществлялась при отсутствии лицензии на оказание медицинской помощи в стационарных условиях по терапии.
Сумма средств ОМС, рассчитанная из суммы принятых к оплате счетов страховыми медицинскими организациями, за медицинскую помощь, оказанную в 2018 году в условиях круглосуточного стационара в Шалакушской участковой больнице, составила 4 948 759 руб. 39 коп.
Кроме того, Учреждением осуществлялась медицинская деятельность врача клинической лабораторной диагностики отделения анестезиологии-реанимации по адресу: город Няндома, улица Фадеева, дом 2, корпус 6, при отсутствии лицензии по лабораторной диагностике. В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 врачу клинической лабораторной диагностики отделения анестезиологии-реанимации за счет средств ОМС по подстатье 211 "заработная плата" выплачено 273 702 руб. 94 коп., по подстатье 213 "начисления на выплаты по оплате труда" - 82 658 руб. 29 коп.
Медицинская деятельность медицинской сестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательном учреждении (детский сад N 3 "Теремок", адрес: 164200, город Няндома, переулок Клубный, дом 4) осуществлялась при отсутствии лицензии по сестринскому делу.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 соответствующей медицинской сестре за счет средств ОМС по подстатье 211 "заработная плата" выплачено 248 826 руб. 30 коп., по подстатье 213 "начисления на выплаты по оплате труда" - 75 145 руб. 54 коп.
Медицинская деятельность фельдшера Мошинской врачебной амбулатории (Няндомский район, деревня Макаровская, улица Городская, дом 8, помещения 1, 2) осуществлялась при отсутствии лицензии по лечебному делу.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 данному фельдшеру за счет средств ОМС по подстатье 211 "заработная плата" выплачено 400 168 руб. 95 коп., по подстатье 213 "начисления на выплаты по оплате труда" - 120 851 руб. 02 коп.
Вместе с тем согласно подпункту 2 пункта 3 Требований N 121н при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях организуются и выполняются работы (услуги) в том числе по терапии.
В соответствии с пунктом 2 Требований N 121н при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по лабораторной диагностике; клинической лабораторной диагностике; при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются работы (услуги) в том числе по лабораторной диагностике; клинической лабораторной диагностике.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Требований N 121н при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по сестринскому делу, по лечебному делу.
Право на оказание медицинских услуг по терапии, лабораторной диагностике, сестринскому делу, лечебному делу условиями выданных учреждению лицензий предусмотрено, однако отсутствовало в перечне медицинских услуг, указанных в отношении указанных выше адресов осуществления учреждением деятельности.
Таким образом, фактически вменяемое нарушение выразилось в том, что учреждение осуществляло соответствующие виды деятельности не по адресу, указанному в лицензиях, то есть нарушило лицензионные требования.
При этом Фондом не опровергнут факт наличия у учреждения в рассматриваемый период квалифицированного персонала в целях оказания медицинской помощи и обязанности оказывать соответствующую медицинскую помощь гражданам, обратившимся за такой помощью.
Факт оказания населению в спорный период медицинских услуг подателем жалобы не оспорен.
Таким образом, по результатам проведенной проверки Фондом не опровергнут факт расходования заявителем средств ОМС на выплату заработной платы и начисления на заработную плату медицинскому персоналу, принимавшему непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинских услуг).
При таких обстоятельствах судами обеих инстанции сделан обоснованный вывод о том, что само по себе нарушение лицензионных требований, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Доказательств того, что спорные расходы не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также их чрезмерности, фондом не представлено.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А05-7127/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.