23 июня 2020 г. |
Дело N А56-33057/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Васильевой Н.В., Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 16.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рефрижераторный Экспресс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А56-33057/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, в лице дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 12, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Рефрижераторный Экспресс", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Новорощинская ул., д. 4, лит. А, пом. 1Н, оф. N 206, ОГРН 1127847597426, ИНН 7810889158 (далее - Общество), 2 161 280 руб. штрафа за искажение сведений о массе груза, а также штрафа за превышение грузоподъемности вагона.
Решением суда первой инстанции от 16.10.2019 требования Дороги удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 25.02.2020 решение от 16.10.2019 отменено, с Общества в пользу Дороги взыскано 864 512 руб. штрафа, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить принятое по делу постановление в части удовлетворения иска, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд не учел, что накладные на контейнеры оформлены Обществом правильно, указанный в накладных вес полностью соответствовал фактическому весу контейнеров и трафаретам на них, акт о превышении грузоподъемности контейнеров не составлялся. В свою очередь, Дорога погрузила данные контейнеры на платформу, грузоподъемность которой не соответствовала весу контейнерам, что исключает вину Общества в превышении грузоподъемности вагона N 91560680.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.08.2018 по перевозочным документам N ЭЫ501187, ЭЫ501041 Общество предъявило, а Дорога приняла к перевозке в контейнерах N SSUU5803095 и N ZCSU5813261 груз - рыбу свежезамороженную, следующий со станции Артем Приморский-1 Дальневосточной железной дороги.
В перевозочных документах Общество указало, что масса перевозимого в контейнерах N SSUU5803095 и N ZCSU5813261 груза составляет 25 978 кг и 26 004 кг соответственно. Суммарная масса груза, принятого к перевозке в указанных контейнерах в вагоне N 91560680, по сведениям, указанным Обществом, составила 59 882 кг.
В пути следования на железнодорожной станции Хабаровск - 2 Дорога проверила сведения о массе груза, указанные Обществом в перевозочных документах, путем взвешивания на вагонных весах, что подтверждено актом общей формы от 12.08.2018 N 97000-1-Б1/12882, выпиской из книги учета контрольных перевесок грузов формы ГУ-78, а также результатом измерений массы веса в статике за 13.08.2018.
Данной проверкой было установлено указание Обществом в перевозочных документах недостоверных сведений, вместо 59 882 кг фактически (с учетом предельной погрешности) перевозилось 63 593 кг, что привело к превышению грузоподъемности вагона N 91560680 на 3 593 кг.
После установления указанного факта контейнеры в целях устранения коммерческой неисправности были перегружены в вагон N 54141197 большей грузоподъемности.
На основании коммерческого акта от 13.08.2018 N ДВС 1814260/596 за искажение сведений о массе перевозимого груза, а также за превышение трафаретной грузоподъемности вагона Обществу были начислены штрафы в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы груза каждый.
Направленная Дорогой в адрес Общества претензия от 07.11.2018 N 14388/ДТЦФТО об уплате 2 161 280 руб. штрафа, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Дороги в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, пришел к выводу о наличии в данном случае оснований для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной статьями 98 и 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), снизил при этом размера штрафа применительно к статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятого постановления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Устава погрузка грузов в вагоны обеспечивается грузоотправителями.
В силу статьи 26 Устава при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу. Взвешивание грузов обеспечивается грузоотправителями при обеспечении ими погрузки.
Согласно подпункту 2.25 пункта 2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, в графе "За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю" грузоотправитель ставит свою подпись.
В соответствии со статьей 23 Устава погрузка в вагоны осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, согласно указанным на них трафаретам.
Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных (статья 27 Устава).
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.
В соответствии со статьей 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки.
Согласно пункту 13 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28 (далее - Правила N 28), при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель указывает в накладной их массу и предельную погрешность ее измерения, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Значение предельной погрешности указывается в графе "Способ определения массы". Предельная погрешность измерений при определении массы груза посредством обмера, по трафарету и стандарту не указывается.
Не допускается определение массы груза посредством обмера грузов или расчетным путем, если их погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагонов и разницу между максимальной массой брутто и массой тары контейнера.
Общая масса груза в вагоне, контейнере, предъявляемого к перевозке по одной накладной, определяется путем взвешивания либо суммирования массы, указанной на каждом грузовом месте согласно трафарету, по стандартной массе, а также расчетным путем и посредством обмера. Суммарная масса груза нетто при способе по "стандарту" определяется путем умножения количества мест на массу брутто одного грузового места.
Масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотправителем.
Масса тары вагона, контейнера принимается согласно трафарету на вагоне, контейнере. При наличии вагонных весов у грузоотправителей допускается определение массы тары вагона посредством взвешивания с указанием в накладной в графе "Тара пров." фактической массы тары вагона (пункт 17 Правил N 28).
В статье 102 Устава установлена ответственность за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона в виде уплаты грузоотправителем перевозчику штрафа в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы перевозимого груза. Сами нарушения и их последствия могут быть установлены перевозчиком на станции отправления, станции назначения или в период перевозки.
В силу части 2 статьи 102 Устава порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, указанный штраф применяется к грузоотправителю за сам факт превышения грузоподъемности, удостоверенный соответствующим актом в силу статьи 119 Устава, независимо от того, где перевозчиком был обнаружен перегруз - на станции отправления, в пути следования или на станции назначения, установление данного факта является основанием для начисления штрафа, сумма которого рассчитывается исходя из размера платы за перевозку фактической массы груза за все тарифное расстояние перевозки от станции отправления до станции назначения.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
При обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы грузов, а при необходимости - коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов (пункт 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43).
В соответствии с абзацем 3 пункта 28.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30) штраф за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера, предусмотренный статьей 102 Устава, рассчитывается так же, как и по статье 98 Устава: исходя из размера платы за перевозку фактической массы груза (грузобагажа) за все тарифное расстояние перевозки от станции отправления до станции назначения.
В соответствии с пунктом 28 Постановления N 30 как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком, как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
Следовательно, для привлечения грузоотправителя к ответственности по статье 98 Устава необходимо доказать, что искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе повлекло снижение стоимости перевозок грузов или возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, отправку запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 28.1 Постановления N 30, если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционный суд установил, что искажение в перевозочных документах сведений о массе груза привело к снижению стоимости перевозки; факт превышения грузоподъемности как вагона N 91560680, так и контейнеров подтверждается представленными в материалы дела актом общей формы от 12.08.2018 N 97000-1-Б1/12882 и коммерческим актом от 13.08.2018 N ДВС 1814260/596.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что требования Дороги о взыскании с Общества штрафов за искажение в перевозочных документах сведений о грузе и за превышение грузоподъемности (перегруз) контейнеров заявлены правомерно.
При этом суд апелляционной инстанции снизил размер штрафов, начисленных в соответствии со статьями 98 и 102 Устава, в связи с отсутствием доказательств наступления неблагоприятных последствий, повлиявших на безопасность перевозок и эксплуатации железнодорожного транспорта, связанных с допущенными нарушениями, а также исходя из необходимости соблюдения баланса между применяемой к Обществу мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения принятого им обязательства.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Доводы подателя жалобы выражают несогласие с произведенной апелляционным судом оценкой фактических обстоятельств дела, что не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А56-33057/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рефрижераторный экспресс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.