23 июня 2020 г. |
Дело N А21-10278/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Бобарыкиной О.А., Кустова А.А.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Бякиной О.В. (доверенность от 06.12.2018),
рассмотрев 22.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А21-10278/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 195005, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к муниципальному предприятию производственное управление "Водоканал" муниципального образования "Советский городской округ", адрес: 238758, Калининградская обл., г. Советск, ул. Некрасова, д. 4, ОГРН 1023902004499, ИНН 3911001371 (далее - Предприятие):
- о прекращении действия договора от 12.10.2018 N 11-121018/4 в части снабжения коммунальной услугой жилых помещений, в соответствии с частью 3 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
- об обязании выполнить мероприятия по заключению договоров с нанимателями специализированного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, согласно утвержденной постановлением Правительства от 13.07.2019 N 897 форме типового договора на предоставление коммунальной услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды не учли вопрос о соотношении публично-правового и жилищно-правового статуса собственника и нанимателя жилого помещения, не проанализировав указанных субъектов с позиций принадлежности им имущества в жилом фонде, собственник жилья и наниматель находятся в неравнозначном юридическом положении. Многоквартирный дом и все находящиеся в нем помещения являются собственностью Министерства. Принятие решения о заключении договора снабжения коммунальной услуги относится к исключительной компетенции собственника нежилого помещения.
В отзыве Предприятие просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы кассационной жалобы.
Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе Учреждения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (организацией водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и Учреждением (абонентом) 12.10.2018 заключен договор N 11-121018/4 на подачу холодного водоснабжения и водоотведения в 2019 году в общежитие, находящееся по адресу: г. Советск, ул. Танкистов, д. 2, специализированного жилого фонда (далее - Договор), обслуживаемого Учреждением в рамках договора от 29.09.2017 N З-УЖФ/БФ-2 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с Договором Учреждение оплачивает Предприятию поставленный ресурс.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства 14.11.2018 принято решение о заключении с 01.12.2018 нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
В связи с этим в адрес Предприятия были направлены обращения от 24.09.2018 N 370/ЖКО/12/3-2034, от 15.11.2018 N 370/ЖКО/12/3-2513, от 22.11.2018 N 370/ЖКО/12/3-2636, от 28.11.2018 N 370/ЖКО/12/3-2728, от 12.12.2018 N 370/ЖКО/12/3-2830 о заключении прямых договоров с нанимателями.
Поскольку указанные обращения Предприятием не исполнены, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, признав их необоснованными по праву.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В пункте 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Пунктом 12 Правил N 354 предусмотрено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В пункте 6 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями") определено, что управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 названных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями. Перечень необходимых сведений установлен в указанном выше пункте Правил и является исчерпывающим.
Суды установили, что Учреждением при направлении уведомлений о переходе на прямые договоры с нанимателями, проживающими в общежитиях, не соблюдены требования указанного Постановления.
В силу статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально- определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу частей 1, 2 статьи 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
В данном случае 100% собственником всех заявленных домов (общежитий) и одновременно учредителем управляющей организации (Учреждения) является Министерство.
Нормы, устанавливающие право собственников принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией были введены Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018, а именно право на принятие таких решений было прямо закреплено введенным в часть 2 статьи 44 ЖК РФ пунктом 4.4. Особенности предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы в статье 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Согласно пункту 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном названным Кодексом, в том числе договора холодного водоснабжения и водоотведения, с ресурсоснабжающей организацией.
То есть законодатель дает возможность собственникам перейти на прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги, но не делает такой переход обязательным.
С учетом приведенных норм а также в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой бремя содержания имущества несет его собственник или лицо, владеющее имуществом на ином вещном праве, но не пользователь имущества в рамках обязательственных правоотношений суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у нанимателей помещений обязанности по самостоятельному приобретению коммунальных услуг.
Учреждение не представило в материалы дела доказательств того, что в договорах найма жилых помещений, оформленных между наймодателем и нанимателями, предусмотрено заключение прямых договоров между нанимателями и ресурсоснабжающей организацией.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда, возможно только непосредственно с собственником данного жилого фонда, а не нанимателями.
С учетом изложенного требования Учреждения о прекращении действия договора от 12.10.2018 N 11-121018/4 в части снабжения коммунальной услугой жилых помещений в соответствии с частью 3 статьи 157.2 ЖК РФ, правомерно оставлены судами без удовлетворения.
Согласно статье 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
Учреждение не представило обоснованных доводов и доказательств по которым договор от 12.10.2018 N 11-121018/4 подлежит прекращению в заявленной им части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были полно и всесторонне исследованы судебными инстанциями и получили надлежащую правовую оценку.
Кассационная инстанция считает, что обстоятельства дела установлены судами полно и объективно, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А21-10278/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.