27 июля 2020 г. |
Дело N А26-6983/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Соколовой Е.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Кондопога" Медведевой Д.И. (доверенность от 19.06.2019);
рассмотрев 22.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кондопога" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А26-6983/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Северный лес", адрес: 186225, Республика Карелия, г. Кондопога, Промышленная ул., д.2, оф. 2, ОГРН 1181001006229, ИНН 1003018086 (далее - АО "Северный лес") и открытому акционерному обществу "Кондопога", адрес: 186225, Республика Карелия, г. Кондопога, Промышленная ул., д. 2, ОГРН 1021000859802, ИНН 1003000650 (далее - ОАО "Кондопога", Общество) о признании отсутствующими зарегистрированных обременений и о восстановлении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП) записей об аренде лесных участков с кадастровыми номерами 10:03:0072602:482, 10:03:072601:627 в пользу ОАО "Кондопога".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул., д. 31 (далее - Управление).
Решением суда от 03.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2020, заявленные Министерством требования удовлетворены в полном объеме.
Суд признал отсутствующим зарегистрированное в пользу АО "Северный лес" 06.11.2018 обременение в виде аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:482 и зарегистрированное 02.11.2018 обременение в виде аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:072601:627 и решил восстановить в ЕГРП записи об аренде лесных участков с кадастровыми номерами 10:03:0072602:482 и 10:03:072601:627 в пользу ОАО "Кондопога".
В кассационной жалобе ОАО "Кондопога" просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (с учетом требований земельного законодательства) в виду игнорирования судами положений пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Представители Министерства, АО "Северный лес" и Управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ОАО "Кондопога" поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодатель) и ОАО "Кондопога" (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков от 14.11.2008 N 82 с дополнительным соглашением от 18.12.2012 (кадастровый номер 10:03:0072602:482) и от 10.04.2014 N 36 (кадастровый номер 10:03:072601:627).
Договоры заключены без проведения торгов на основании статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) в целях использование лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых,
Основанием для заключения договоров послужил тот факт, что ОАО "Кондопога" является держателем лицензий ПТЗ N 01090 ТЭ и ПТЗ N 01089 ТР.
Вместе с тем ОАО "Кондопога" осуществило в 2018 году уступку прав по указанным договорам аренды в пользу АО "Северный лес", в связи с чем Управлением зарегистрированы следующие обременения:
- 02.11.2018 зарегистрировано обременение в пользу АО "Северный лес" в виде аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:072601:627.
- 06.11.2018 зарегистрировано обременение в пользу АО "Северный лес" в виде аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:482;
Ссылаясь на то, что внесением изменений в ЕГРП от 02.11.2018 и 06.11.2018 в части арендатора спорных земельных участков нарушены права и законные интересы арендодателя, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о признании указанных зарегистрированных обременений в пользу АО "Северный лес" отсутствующими и о восстановлении записей об аренде лесных участков в пользу ОАО "Кондопога".
Исковые требования обоснованы статьями 3, 8, 9, 25, 43, 71, 81-83 Лесного кодекса, пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также Порядком выдачи арендатору лесного участка согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или иное распоряжение арендными правами, утвержденного приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 28.05.2012 N 795 (далее - Порядок).
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличие в данном случае правовых оснований для удовлетворения иска. Суды констатировали, что ОАО "Кондопога" в нарушение положений действующего Порядка не обращалось в Министерство с заявлением о получении согласия на передачу прав и обязанностей по рассматриваемым договорам аренды лесных участков. При этом суды указали на то, что к спорным правоотношениям пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса не применим в виду приоритета норм лесного законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса регламентировано, что выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.
Согласно части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (пункт 3 статьи 25.1 Закона о недрах).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 43 Лесного кодекса использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключаются, в том числе, в случае, предусмотренном статьей 43 настоящего Кодекса.
С учетом изложенных норм, заключение договора аренды лесного участкам в соответствии со статьями 43 и 73.1 Лесного кодекса возможно только при наличии у организации соответствующей лицензии.
Суды удостоверились в том, что на дату заключения договоров аренды в 2008 и 2014 годах ОАО "Кондопога" являлось держателем лицензий ПТЗ N 01090 ТЭ (со сроком действия до 31.12.2032) и ПТЗ N01089 ТР (со сроком действия до 30.12.2028).
Согласно пункту 1.1 договора от 14.11.2007 N 82 арендодатель (Министерство) передал арендатору (ОАО "Кондопога") лесной участок с кадастровым номером 10:03:072602:482 в целях разработки глиняного карьера на месторождении "Вороновское" в Кондопожском районе Республики Карелия в соответствии с лицензией на добычу глин серия ПТЗ N 01090 вид ТЭ. Срок действия договора - период действия лицензии на право пользования недрами (пункт 2.1).
Договором от 10.04.2014 N 36, также предусмотрено, что лесной участок с кадастровым номером 10:03:072601:627 передан арендатору в целях использования лесов для геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на участке недр "Кончезеро-2" в Кондопожском районе Республики Карелия в соответствии с лицензией на пользование недрами ПТЗ N 01089 ТР. Срок действия договора также установлен на срок действия лицензии (пункт 2.1).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что ОАО "Кондопога" как держатель лицензий ПТЗ N 01090 ТЭ и ПТЗ N01089 ТР получило спорные лесные участки минуя проведение торгов (в "льготном" режиме).
ОАО "Кондопога" не отрицает тот факт, что в установленном законом порядке не переоформило означенные лицензии на АО "Северный лес", т.е. по настоящее время является их держателем.
При этом суды установили нарушение ОАО "Кондопога" требований Порядка, применительно к необходимости получения согласия арендодателя на передачу арендуемого участка иному лицу.
Так, указанным Порядком предусмотрено, что для получения согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами: передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в случае реорганизации арендатора - юридического лица в форме выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц; передачу арендных прав в залог; внесение арендных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив арендатор лесного участка подает письменное заявление в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, к которому должны быть приложены документы, указанные в пункте 2 Порядка.
Указанный Порядок принят 28.05.2012 (до подписания дополнительного соглашения от 18.12.2012 к договору от 14.11.2008 и договора от 10.04.2014 N 36) и разработан в соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса, в пункте 2 которой право арендатора передавать арендованное имущество третьим лицам обусловлено согласием на то арендодателя.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (в редакции от 21.07.2014, действующей в период заключения договоров).
Таким образом, в период заключения рассматриваемых в настоящем деле договоров (2008-2014 г.г.), стороны при их заключении руководствовались положениями Гражданского кодекса, с учетом разработанного Министерством Порядка, дополнительно предусмотрев в пункте 3.5 договора от 2014 года условие о том, что все действия, связанные с разрешенным оборотом лесного участка по настоящему договору допускаются с согласия арендодателя.
С учетом изложенного, суд округа отклоняет ссылку ОАО "Кондопога" на пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса.
Доказательств того, что позднее в условия названных договоров вносились какие-либо изменения по спорному вопросу, материалы дела не содержат.
Изложенные обстоятельства, суды обосновано восприняли как нарушающие права Министерства, как арендодателя, сочтя правильным заявленный Министерством способ защиты нарушенного права путем предъявления иска о признании отсутствующим зарегистрированного обременения, с учетом, разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Суды при разрешении конкретного спора, удовлетворяя заявленный иск, учли специфику предмета договоров аренды (геологическое изучение и разработка природных месторождений), отсутствие у АО "Северный лес" необходимых лицензий, а равно отсутствие согласования Министерства на передачу арендованного лесного участка.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы судов, влияли бы на законность и обоснованность судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А26-6983/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кондопога" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.