14 августа 2020 г. |
Дело N А56-36529/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2020.
Полный текст постановления изготовлен 14.08.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Троховой М.В. и Яковлева А.Э.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Гумилиной К.А. (доверенность от 06.12.2018), от акционерного общества "Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт "Источник" Страхолет Л.Н. (доверенность от 23.05.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт "Источник" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А56-36529/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт "Источник", адрес: 197376, Санкт-Петербург, улица Даля, дом 10, ОГРН 1027806861477, ИНН 7813054982 (далее - Институт), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом).
Определением от 01.04.2019 заявление Института принято, возбуждено производство по делу о его несостоятельности (банкротстве).
Определением от 23.04.2019 заявление признано обоснованным; в отношении Института введена процедура наблюдения; временным управляющим утвержден Назаров Евгений Константинович.
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" обжаловало определение от 23.04.2019 в апелляционном порядке.
Определением от 30.07.2019 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 06.09.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.12.2019, определение от 23.04.2019 отменено; заявление Института признано обоснованным, в отношении него ведена процедура наблюдения до 08.10.2019. Вопрос об утверждении временного управляющего направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 27.08.2019 временным управляющим должника утверждена Черткова Инна Валерьевна.
Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284 (далее - Минобороны России), 04.10.2019 (согласно почтовому штемпелю на конверте и сведениям, размещенным на сайте pochta.ru) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника (далее - реестр) требования в размере 90 054 752,25 руб. неустойки за нарушение срока исполнения обязательств по государственному контракту от 22.08.2016 N 1616187447992412539022490, заключенному Минобороны России и Институтом (далее - Контракт).
Определением от 03.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020, признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требование Минобороны России в размере 90 054 752,25 руб. пеней с указанием, что требование подлежит учету отдельно, с удовлетворением после погашения основной суммы задолженности.
В кассационной жалобе Институт просит отменить определение от 03.12.2019 и постановление от 19.02.2020 и принять новый судебный акт об отказе в признании обоснованным требования Минобороны России.
Податель жалобы ссылается на то, что Контракт заключен на заведомо невыгодных условиях для Института (поставщика) в части срока поставки, поскольку установленный трехмесячный срок поставки меньше, чем срок изготовление продукции по Контракту. При этом Институт не вправе отказаться от заключения Контракта в силу пункта 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Как указывает Институт, на основании предоставленных заказчику документов, подтверждающих невозможность своевременного исполнения Контракта по объективным причинам, не зависящим от поставщика, руководством Минобороны России 23.08.2018 согласован доклад об изменении периода расчета штрафных санкций по Контракту. В связи с этим податель кассационной жалобы считает неверным определение судами периода начисления штрафных санкций.
В отзыве, поступившем в суд в электронном виде, Минобороны России возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Института поддержал доводы жалобы, а представитель Минобороны России возражал против ее удовлетворения.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность определения от 03.12.2019 и постановления от 19.02.2020 проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Минобороны России (государственный заказчик) и Институт (поставщик, включенный в реестр единственных поставщиков российского вооружения и военной техники) заключили Контракт на изготовление и поставку аккумуляторных батарей для нужд Минобороны России. Поставщик обязался в срок до 25.11.2016 осуществить поставку товара на общую сумму 123 582 753,19 руб.
Институт допустил просрочку в исполнении обязательств по Контракту, что поставщиком не оспаривается.
В связи с изложенным и с учетом возбуждения в отношении поставщика настоящего дела о банкротстве Минобороны России обратилось в арбитражный суд с требованием о включении в реестр 90 054 752,25 руб. неустойки, начисленной за период с 25.11.2016 по 03.08.2017.
Суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, признал требование кредитора обоснованным в заявленном размере, отклонив возражения должника об отсутствии оснований для начисления пеней.
Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 11.2 Контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки.
Поскольку Институт допустил просрочку исполнения договорных обязательств по поставке товара, Минобороны России начислило неустойку за период с 25.11.2016 по 03.08.2017 в размере 90 054 752,25 руб.
Как следует из содержания Контракта, он заключен в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от заключения контракта Институт не вправе отказаться в силу пункта 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В соответствии с решением от 28.08.2018 заместителя Министра обороны Российской Федерации по докладу N 248/3/5616 от 23.08.2018 начальника Управления заказов по совершенствованию технической основы системы управления Вооруженными силами Российской Федерации, дата начала исчисления штрафных санкций по Контракту согласована в зависимости от типа аккумуляторных батарей соответственно 23.08.2018, 26.11.2017 и 23.08.2018.
Данное решение, как следует из доклада, обусловлено тем, что срыв сроков поставки произошел по причине отказа ряда поставщиков от заключения договоров на поставку материалов импортного производства. Проблема закупки материалов была устранена только в августе 2017 года, что позволило Институту продолжить изготовление продукции.
В рассматриваемом случае согласие заместителя Министра обороны Российской Федерации об изменении даты исчисления штрафных санкций по Контракту является волеизъявлением стороны Контракта, на что обоснованно указывал должник при рассмотрении настоящего обособленного спора.
Кроме того, при рассмотрении арбитражных дел N А40-179731/2018 и N А40-88210/2018, в рамках которых Минобороны России взыскивало с Института неустойку за несвоевременное исполнение обязательств по другим государственным контрактам, также указанным в докладе от 23.08.2018 N 248/3/5616, арбитражный суд снизил размер взыскиваемой неустойки с учетом решения от 28.08.2018 заместителя Министра обороны Российской Федерации по указанному докладу.
При наличии волеизъявления Минобороны России, государственного заказчика по Контракту, на изменение даты исчисления штрафных санкций, у судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего обособленного спора не имелось законных оснований для игнорирования данного существенного для дела обстоятельства.
Поскольку обоснованность требования Минобороны России была проверена судами первой и апелляционной инстанций с нарушением положений статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А56-36529/2019 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.