16 сентября 2020 г. |
Дело N А52-5056/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от Комитета по закупкам Псковской области Щербакова С.В. (распоряжение от 29.12.2018 N 96-рп),
рассмотрев 14.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по закупкам Псковской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А52-5056/2019,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по закупкам Псковской области, адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000367323, ИНН 6027090066 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, г. Псков, Кузнецкая ул., д. 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительным пункта 3 решения от 13.09.2019 по делу N 060/06/33-158/2019.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Псковской области "Управление капитального строительства", адрес: 180004, г. Псков, Ротная ул., д. 34, ОГРН 1086027000707, ИНН 6027110668 (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Стикс", адрес: 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 51, лит. А, пом. 12Н, оф. 9, ОГРН 1127847589913, ИНН 7816549461 (далее - ООО "Стикс").
Решением суда первой инстанции от 12.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 09.06.2020 решение суда первой инстанции отменено, заявление Комитета оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Комитет направил кассационную жалобу, в которой просит отменить оспариваемое постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, требование инструкции о выдаче выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) за месяц до даты окончания срока подачи заявок согласуется с пунктом 1 части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Антимонопольным органом не приведено доказательств правомерности позиции об условии действия такой выписки на дату начала подачи заявок. По мнению Комитета, установленная в документации об аукционе формулировка о сроке действия выписки исключает неопределенность требований к рассмотрению заявки.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы.
УФАС, Учреждение и ООО "Стикс", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление в письменном ходатайстве просило рассмотреть дело без своего представителя.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.08.2019 Комитетом (уполномоченным органом) по заданию Учреждения (заказчика) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0157200000319000721 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по выполнению работ по капитальному ремонту музыкального отделения на объекте: "Капитальный ремонт зданий и укрепление материально-технической базы государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Псковский областной колледж искусств имени Римского-Корсакова". Начальная (максимальная) цена контракта - 12 160 379 руб. Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 04.09.2019.
Посчитав, что требования аукционной документации содержат нарушения части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, ООО "Стикс" 03.09.2019 обратилось в УФАС с жалобой (вх. N 781-з).
Управление рассмотрело названную жалобу, 13.09.2019 приняло решение по делу N 060/06/33-158/2019, которым признало жалобу обоснованной (пункт 1), а заказчика - нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, часть 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (пункт 2). В действиях уполномоченного органа (Комитета) признано нарушение части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (пункт 3).
Не согласившись с пунктом 3 указанного решения, Комитет обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о законности установленного в инструкции для участников закупки (далее - инструкция) требования о том, что выписка из СРО должна быть выдана (получена) не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к противоположному мнению, указав, что спорное требование документации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем признал решение УФАС законным в оспариваемой части.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, при этом в силу пункта 2 части 5 названной статьи вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 названного Закона.
Частью 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи.
Судами установлено, что пунктом 3 оспоренного решения УФАС в действиях Комитета установлено нарушение указанной нормы права, выразившееся в установлении подпунктом 4 пункта 2.4 раздела 2 инструкции требования к сроку выдачи выписки из реестра СРО.
Судами отмечено, что названные положения инструкции устанавливают требования ко вторым частям заявок на участие в аукционе и предусматривают соответствие участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и указанным в подпункте 10 пункта 1.1 раздела 1 инструкции, что, в том числе, подтверждается выпиской из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 68, выданной участнику закупки не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем аукционе.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что данное требование инструкции направлено на обеспечение права на доступ участников закупки к торгам на равных условиях при рассмотрении аукционной комиссией заявок, а также на их соответствие требованиям документации на дату окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Апелляционный суд согласился с позицией УФАС, указав, в том числе с учетом срока действия выписки из реестра членов СРО согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что законодательство о контрактной системе не предусматривает требования о выдаче выписки из реестра членов СРО не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок. Кроме того, сославшись на часть 1, пункт 1 части 2 статьи 7, части 1 и 2 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", апелляционный суд указал, что заказчик на любом этапе процедуры аукциона имеет возможность проверить соответствующие сведения о выданных участникам закупки свидетельствах СРО, в том числе на дату окончания срока подачи заявок.
Также апелляционным судом отмечено, что такое требование к сроку действия выписки может привести к необоснованному отклонению участника закупки, подавшему заявку на участие в аукционе, в случае внесения изменений в порядок проведения аукциона и продления срока подачи заявок в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона N 44-ФЗ, что имело место в настоящем случае: продление срока подачи заявок до 30.09.2019 на основании предписания УФАС от 13.09.2019. Кроме того, Комитет не пояснил, каким образом его требование способствует достижению принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 2 статьи 63 Закона N 44-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В этой связи опасения Комитета убедительно не аргументированы и с позиции фактически имевшихся даты публикации извещения о закупке (26.08.2019) и окончания срока подачи заявок (04.09.2019).
В связи с вышеизложенными обстоятельствами следует согласиться с выводами апелляционного суда о наличии в действиях Комитета нарушения, указанного в пункте 3 оспоренного решения Управления, что свидетельствует о наличии у последнего правовых и фактических оснований для принятия оспариваемой части решения.
Выводы апелляционного суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судом фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А52-5056/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по закупкам Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.