12 октября 2020 г. |
Дело N А05-15533/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А, Толкунова В.М.,
рассмотрев 07.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А05-15533/2019,
УСТАНОВИЛ:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры", адрес: 164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, улица Адмирала Нахимова, д. 2А; ОГРН 1022900838003, ИНН 2902034146 (далее - МУП "ПЖКХ "Ягры", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск", адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация) о признании недействительным пункта 16 предписания от 27.09.2019 N ЛК-05/194П об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 21.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2020, Предприятию отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы (в контексте рассматриваемого спора) настаивает на необходимости характеристики спорных помещений как мест общего пользования в коммунальной квартире, которые в силу положений статьи 41, 42 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) не могут признаваться общедомовым имуществом, поскольку принадлежат и используются не всеми собственниками жилых и нежилых помещений дома, а лишь собственниками комнат конкретной коммунальной квартиры. В обоснование своих доводов Предприятие ссылается на договор управления от 01.11.2026 N 9/СМУП-Z-16, которым спорные помещения кухонь, бытовых помещений, коридоров и т.д. также не включены в состав общего имущества дома.
Представители Предприятия и Администрации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной в связи с обращением граждан, проживающих в доме N 16 по ул. Макаренко в городе Северодвинске Архангельской области (далее - МКД) и на основании приказа от 11.09.2019 N ЛК-05/194 внеплановой проверки деятельности Предприятия в рамках лицензионного контроля Администрацией составлен акт от 27.09.2019 N ЛК-05/194А в котором зафиксировано следующее: в МКД по означенному адресу с 1 по 5 этажи в общих коридорах, в помещениях умывальных, кухонь, туалетов не производится уборка (обтирание подоконников, оконных ограждений, полотен дверей, дверных ручек, мытье окон, стен, подметание, мытье полов); отдельными местами имеется неисправность отделочного слоя стен и потолков, поскольку выявлено наличие следов протечек, растрескивание и отслоение; отдельными местами - неисправность штукатурного слоя стен и потолков; отдельными местами отсутствуют крышки на распределительных коробках; отдельными местами имеется неисправность покрытия пола (линолеума, керамических плиток и плиток ПВХ); допускается размещение бытовых вещей.
Предприятию выдано предписание от 27.09.2019 N ЛК-05/194П, в котором отражены изложенные в акте проверки нарушения, а в пункте 16 предложено устранить в срок 01.07.2020 вышеуказанные нарушения (кроме размещения бытовых вещей).
Не согласившись с пунктом 16 названного предписания, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у контролирующего органа правовых и фактических оснований для выдачи предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания Администрации в оспариваемой части.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Аналогичные требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 этих Правил отражено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) проведение текущего ремонта, уборка мест общего пользования многоквартирного дома относится к обязанностям организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда.
При рассмотрении настоящего дела по существу суды правомерно указали, что спор сводится к тому являются ли площади в общих коридорах, в помещениях умывальных, кухонь, туалетов в указанном выше МКД общедомовым имуществом либо (на чем настаивает управляющая компания) только общим имуществом собственников комнат, которые по факту их использования -"обособления" по сути, являются коммунальными квартирами.
В пункте 2 Правила N 491 определено, что в состав общего имущества включены, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и т.д.
Статья 16 ЖК РФ содержит виды и понятия жилых помещений, к которым относятся жилой дом (часть жилого дома); квартира (часть квартиры) и комната. Так, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Наконец, комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (части 1 - 4 статьи 16 ЖК РФ).
Понятие многоквартирного дома дано в пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно которому: многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры и т.д.
При этом в силу пункта 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Исходя из указанных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в здании, необходимо учитывать, для каких целей предназначались первоначально помещения и как они в связи с этим использовались.
Следовательно, критерием отнесения помещения к общему имуществу здания является, в частности, его функциональное назначение, связанное с необходимостью обслуживания всех или нескольких помещений в здании, принадлежащих различным собственникам.
До принятия Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым домам относились дома квартирного и коридорного (гостиничного) типа, общежития, спальные корпуса интернатов, пансионатов, дома для престарелых и другие. Это следует из пункта 1 письма Минжилкомхоза РСФСР от 09.03.1977 N 15-1-103 "О классификации помещений зданий гражданского назначения". При этом, в пункта 2 названного письма отмечено, что в жилых домах коридорного типа предусматривается группировка жилых помещений не вокруг лестничной клетки, а вдоль поэтажных коридоров. Согласно пункту 6 этого же письма основными помещениями общежитий являются спальные комнаты. Комнаты в общежитиях к числу квартир не относятся.
Согласно приложению N 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, в жилых домах, построенных по коридорной системе, помещения (квартиры, комнаты), имеющие выход в коридоры и не связанные внутренним сообщением, считаются отдельными. Коридор, как часть помещения, являющаяся средством сообщения с прочими комнатами в помещении, независимо от ширины и освещенности должен учитываться как нежилое помещение.
Суды при установлении фактических обстоятельств удостоверились в том, что Предприятие является организацией, в управлении которой находится многоквартирный дом N 16 по ул. Макаренко в городе Северодвинске Архангельской области. Названный дом на основании постановления мэра города Северодвинска от 26.10.1998 N 151 имеет статус жилого дома.
Судом первой инстанции на основании указанного технического паспорта, пояснений сторон, поэтажных планов МКД установлено, что спорный дом является пятиэтажным, имеет коридорную систему и состоит из жилых комнат, которые выходят на общий коридор, идущий вдоль этажа. На каждом из пяти этажей имеются места общего пользования: коридоры, туалеты, бытовые комнаты, умывальни, шкафы, кухни и подсобные помещения. Душевые комнаты расположены только на первом этаже. Жилые комнаты принадлежат жильцам дома на праве собственности; кухни и подсобные помещения используются собственниками комнат на данном этаже совместно.
Таким образом, жилые комнаты спорного дома не отвечают требованиям, предъявляемым к квартирам, установленным положениями статьи 16 ЖК РФ, поскольку состоят лишь из жилого помещения, не являются структурно обособленными помещениями и не имеют помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Предприятие не представило в суд доказательства того, что приобретенные жильцами в частную собственность комнаты переоборудованы в квартиры в понятии, придаваемом им частью 3 статьи 16 ЖК РФ, то есть с отдельными санузлами, кухнями, межкомнатными коридорами.
Поскольку документально подтвержденных сведений о наличии квартир в обслуживаемом Предприятием МКД не представлено, наличие на каждом этаже двери, преграждающей доступ иным, не проживающим на этом этаже лицам, правового значения иметь не будет.
При изложенных обстоятельствах и доказательствах, суды обосновано сочли, что спорный дом является жилым домом коридорного типа с расположенными на этажах общими для всех жителей коридорами, туалетами, кухнями, бытовыми помещениями, т.е. означенные помещения не являются частью коммунальной квартиры в смысле, придаваемом частью 1 статьи 41 ЖК РФ, а отвечают понятию общего имущества многоквартирного дома, приведенному в пункте 2 Правил N 491.
Поэтому Администрация в ходе проверки пришла к правильному выводу о том, что именно в обязанности Предприятия как управляющей организации входит устранение неисправностей общих коридоров этажей, помещений умывальных, кухонь, туалетов, расположенных на этажах дома, а также уборки перечисленных помещений.
Надлежащих доказательств того, что находящиеся в рассматриваемом многоквартирном доме поэтажные коридоры, кухни, бытовые и подсобные помещения являются частью коммунальной квартиры с несколькими санузлами (межкомнатным коридором, кухней отдельной квартиры) в смысле, придаваемом частью 1 статьи 41 ЖК РФ, Предприятие не представило.
Ссылке Предприятия на условия договора управления от 01.11.2026 N 9/СМУП-Z-16, суды, исходя пункта 1 статьи 161, пункт 2 статьи 162 ЖК РФ, а равно разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, дали надлежащую оценку, оснований для ее непринятия у суда округа не имеется.
Установленные в ходе проверки нарушения явились основанием для выдачи предписания (в оспариваемой части), которое является законным и исполнимым (содержит указания на нарушение Предприятием требований действующего жилищного законодательства, а также четкую формулировку действий необходимых совершить для прекращения и устранения выявленных нарушений).
Следовательно, вывод судов о соответствии предписания в оспариваемой Предприятием части действующему законодательству является правильным; предписание не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, приведенные Предприятием в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и отклонены судами, получив надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А05-15533/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.