14 октября 2020 г. |
Дело N А21-10876/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Бобарыкиной О.А., Пастуховой М.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Бякиной О.В. (доверенность от 06.12.2018 N 20714199д),
рассмотрев 12.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2020 по делу N А21-10876/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 195005, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования "Гвардейский городской округ "ТЕПЛОТА", адрес: 238210, Калининградская обл., Гвардейский р-н, г. Гвардейск, Красноармейская ул., д. 26А, ОГРН 1133926033780, ИНН 3916503858 (далее - Предприятие), об обязании заключить договоры энергоснабжения с гражданами, проживающими по договорам найма, согласно реестру абонента.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 17.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды не рассмотрели вопрос о соотношении публично-правового и жилищно-правового статуса собственника и нанимателя жилого помещения, не проанализировали указанных субъектов с позиций принадлежности им имущества в жилом фонде, собственник жилья и наниматель находятся в неравнозначном юридическом положении. Именно на собственника жилых помещений возложены полномочия по решению вопросов, связанных с управлением и распоряжением имуществом в жилом доме, что предусмотрено пунктом 4.4. части 2 статьи 44 Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В рассматриваемом случае многоквартирный дом и все находящиеся в нем помещения являются собственностью Министерства, следовательно, принятие решения о заключении договора снабжения коммунальной услугой относится к исключительной компетенции единственного собственника многоквартирного дома в силу части 7 статьи 46 ЖК РФ.
Реализуя данное право, Министерство 14.11.2018 единолично приняло решение собственника о заключении с 01.12.2018 нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
Министерство обороны в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы кассационной жалобы Учреждения.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.
Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал изложенные в кассационной жалобе Учреждения.
Учреждение и Предприятие надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Учреждением (заказчиком) и Предприятием (теплоснабжающей организацией) заключен договор теплоснабжения от 07.11.2018 N 07/18 (далее - Договор) на оказание коммунальной услуги по теплоснабжению специализированного жилого фонда, обслуживаемого Учреждением в рамках договора от 29.09.2017 N З-УЖФ/БФ-2 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.
По указанному договору отопление в том числе подается в многоквартирный дом, расположенный по адресу: 238210, Калининградская обл., Гвардейский р-н, г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 21. Указанный дом является общежитием.
В соответствии с Договором Учреждение оплачивает Предприятию поставленный ресурс.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, и управление которым осуществляет Министерство.
Реализуя указанные правомочия, Министерство 14.11.2018 приняло решение собственника помещений в многоквартирных домах о заключении с 01.12.2018 нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
В связи с этим Учреждением в адрес Предприятия были направлены обращения от 24.09.2018 N 370/ЖКО/12/3-2037, от 22.11.2018 N 370/ЖКО/12/3-2635 о заключении прямых договоров с нанимателями на основании пункта 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
Поскольку указанные обращения Предприятием не исполнены, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, признав их необоснованными по праву и указав, что поскольку между Учреждением и Предприятием уже заключен договор теплоснабжения, Учреждение как управляющая организация обязано приобретать коммунальный ресурс у поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по теплоснабжению, собственник имущества или Учреждение не может изъявлять волю нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, а наниматели жилых помещений с таким волеизъявлением к Предприятию не обращались.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В пункте 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Пунктом 12 Правил N 354 предусмотрено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений Специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу частей 1, 2 статьи 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
В данном случае 100% собственником заявленного дома (общежития) и одновременно учредителем управляющей организации (Учреждения) является Министерство.
Нормы, устанавливающие право собственников принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией были введены Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018, а именно право на принятие таких решений было прямо закреплено введенным в часть 2 статьи 44 ЖК РФ пунктом 4.4. Особенности предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы в статье 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Согласно пункту 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном названным Кодексом, в том числе договора холодного водоснабжения и водоотведения, с ресурсоснабжающей организацией.
То есть законодатель дает возможность собственникам перейти на прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги, но не делает такой переход обязательным.
С учетом приведенных норм а также в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой бремя содержания имущества несет его собственник или лицо, владеющее имуществом на ином вещном праве, но не пользователь имущества в рамках обязательственных правоотношений суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у нанимателей помещений обязанности по самостоятельному приобретению коммунальных услуг.
В целях управления своим имуществом Министерство заключило договор управления от 29.09.2017 N 3-УЖФ/БФ-2 с Учреждением, которое оказывает услуги управления.
Учреждение не представило в материалы дела доказательств того, что в договорах найма жилых помещений, оформленных между наймодателем и нанимателями, предусмотрено заключение прямых договоров между нанимателями и ресурсоснабжающей организацией.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда, возможно только непосредственно с собственником данного жилого фонда, а не нанимателями.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были полно и всесторонне исследованы судебными инстанциями и получили надлежащую правовую оценку.
Кассационная инстанция считает, что обстоятельства дела установлены судами полно и объективно, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2020 по делу N А21-10876/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.