21 октября 2020 г. |
Дело N А05-13332/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
рассмотрев 20.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по делу N А05-13332/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Зодчий", адрес: 163000, город Архангельск, проспект Обводный Канал, дом 119, помещение 8, ОГРН 1082901006341, ИНН 2901179406 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация, ответчик), о взыскании 39 118 руб. 46 коп. долга за электрическую энергию, поставленную в период с 01.09.2016 по 31.12.2016 в жилые помещения, принадлежащие ответчику, расположенные в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, в размере повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги.
Решением суда первой инстанции от 28.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение ими норм процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Как указывает податель жалобы, возлагая на администрацию обязанность по оплате коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления, суды неправильно применили пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Администрация также считает неправомерным взыскание повышающего коэффициента по двум жилым помещениям, расположенным по адресам: улица Аэропорт Кегостров, дом 41, квартира 10, а также улица КЛДК, дом 99, корпус 2, квартира 3.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 01.09.2016 по 31.12.2016 Общество осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными в городе Архангельске по адресам: улица Аэропорт Кегостров, дом 41, улица КЛДК, дома 19, 24, 26, 34, 41, 61, 71, 88, 97, 98, 99 (корпус 2), 102.
Администрация является собственником жилых помещений, находящихся в вышеуказанных многоквартирных домах и не оборудованных индивидуальными приборами учета электрической энергии.
В указанных помещениях на основании договоров социального найма проживают граждане.
В соответствии с договором энергоснабжения от 01.06.2008 N НП22049, заключенным с публичным акционерным обществом "Архангельская сбытовая компания", Общество в спорный период приобретало электрическую энергию для использования на коммунальные нужды населения.
Ссылаясь на неисполнением Администрацией обязанности по оснащению принадлежащих ей жилых помещений индивидуальными приборами учета электрической энергии, Общество 01.10.2019 направило в её адрес претензию с предложением оплатить разницу между платой за электроснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и платой за электроснабжение по нормативу потребления в сумме 84 657 руб. 89 коп.
Поскольку претензия оставлена Администрацией без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Администрация выразила несогласие с предъявленными требованиями в связи со следующим:
- размер обязательств Общества перед ресурсоснабжающей организацией меньше, чем обязательства нанимателей и собственников помещений перед управляющей компанией (из ведомостей электропотребления за сентябрь и за октябрь 2016 года следует, что в отношении многоквартирного дома по адресу: улица КЛДК, дом 26, отсутствует потребление электрической энергии);
- по данным, предоставленным обществом с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт", индивидуальные приборы учета с не истекшим сроком поверки имеются в жилых помещениях по адресам: улица КЛДК, дом 19, квартиры 1, 2, дом 41, квартира 2, дом 88, квартира 3, дом 99, корпус 2, квартира 3, в связи с чем применение повышающего коэффициента является необоснованным;
- многоквартирные дома N 24, 97, 98 по улице КЛДК, N 41 по улице Аэропорт Кегостров признаны аварийными и подлежащими сносу, на эти дома не распространяются обязательные требования по установке приборов учета.
С учетом приведенных возражений Администрация произвела контррасчет, согласно которому размер исковых требований составил 39 118 руб. 46 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установили факт поставки электрической энергии и в отсутствие доказательств ее оплаты удовлетворили иск с учетом представленного Администрацией расчета.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принадлежность муниципальному образованию "Город Архангельск" спорных жилых помещений, в отношении которых предъявлен иск, Администрацией не оспаривается.
Поскольку в рассматриваемом случае коммунальные услуги оказывались населению многоквартирного дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами N 354 на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в многоквартирном доме на его собственника, именно собственник обязан вносить плату, обусловленную отсутствием индивидуального прибора учета в принадлежащих ему помещениях.
Вопреки доводам подателя жалобы неблагоприятные имущественные последствия в виде применения повышающего коэффициента за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов не могут быть возложены на лиц, проживающих в жилых помещениях на основании договоров социального найма, не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих в силу закона обязанности по их установке.
Факт оказания жилищно-коммунальных услуг по электроснабжению подтверждается материалами дела, в том числе ведомостями электропотребления, представленными Обществу гарантирующим поставщиком (публичное акционерное общество "Архангельская сбытовая компания") при исполнении договора энергоснабжения от 01.06.2008 N НП22049.
Доводы подателя жалобы о неправомерном предъявлении повышающего коэффициента в отношении двух жилых помещений: улица Аэропорт Кегостров, дом 41, квартира 10, а также улица КЛДК, дом 99, корпус 2, квартира 3, были предметом исследования и оценки судов и отклонены с учетом следующего.
Суды с учетом представленных в материалы дела задания на проверку подключения 1-фазного электросчетчика, по адресу: г. Архангельск, КЛДК, д. 99, корп. 2, кв. 3, и писем общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" от 10.01.2020, от 13.01.2020 установили, что прибор учета по адресу: г. Архангельск, КЛДК, д. 99, корп. 2, кв. 3 имеет поверку позднее спорного периода (взыскивается долг за период с 01.09.2016 по 31.12.2016), и при этом отсутствуют сведения о дате установки и периодических поверках, а в отношении прибора учета по адресу: г. Архангельск, ул. Аэропорт Кегостров, д. 41, кв. 10, отсутствуют сведения о дате установки.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
При этом, вопреки доводам Администрации, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил N 354).
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды правомерно удовлетворили иск.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по делу N А05-13332/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.