21 октября 2020 г. |
Дело N А56-75118/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" Павлова А.Б. (доверенность от 14.09.2020 N 78АБ7516193),
рассмотрев 20.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по делу N А56-75118/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург", адрес: 198035, Санкт-Петербург, Межевой кан., д. 5, лит. А-А1, офис 203, ОГРН 1027802712585, ИНН 7805025346 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 11.06.2019, вынесенных по жалобе N Т02-368/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "СпецТехАренда", адрес: 196158, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 14, лит. Г, пом. 266, ОГРН 1097847205059, ИНН 7810560035, "Фасилитек", адрес: 129164, Москва, Ярославская ул., д. 8, корп. 6, офис 310, ОГРН 1167746627850, ИНН 9717032556.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2020, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.02.2020 и постановление от 18.05.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, условие, прописанное в пункте III.D.2.15 закупочной документации, о сравнении предложений участников закупки, применяющих разные системы налогообложения, по критерию цены с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает положения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), является дискриминационным.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и ООО "Фасилитек", считая решение от 06.02.2020 и постановление от 18.05.2020 законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление, ООО "СпецТехАренда", ООО "Фасилитек", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.04.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Общество (организатор торгов) опубликовало извещение N 31907817157 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на уборку помещений и договора на уборку территории от грязи, снега, благоустройству и содержанию озеленяемых объектов вокруг зданий Общества и документацию о закупке.
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и положением о закупках товаров, работ, услуг Общества (далее - Положение о закупках) в редакции от 14.03.2019.
Согласно протоколу от 22.05.2019 N 80/2 СБ-АСТ подведения итогов запроса предложений на участие в нем поданы и допущены к итоговой оценке заявки ООО "СпецТехАренда", ООО "Фасилитек", победителем запроса предложений признано ООО "Фасилитек", заявке ООО "СпецТехАренда" присвоен второй номер.
В Управление 31.05.2020 поступила жалоба ООО "СпецТехАренда" (вх. N 16642-ЭП/19) на действия Общества и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений, в которой указано на установление в закупочной документации незаконного условия о сопоставлении по ценовому критерию заявок организаций, являющихся плательщиками НДС и не являющимися плательщиками данного налога, по цене с учетом НДС.
Рассмотрев указанную жалобу, Управление 11.06.2019 вынесло решение, которым признало ее обоснованной, констатировало в действиях Общества и его закупочной комиссии несоблюдение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки путем установления в пункте III.D.2.15 закупочной документации дискриминационного условия о сравнении предложений участников закупки, применяющих разные системы налогообложения, по цене с учетом НДС.
Предписанием от 11.06.2019 Управление обязало закупочную комиссию Общества устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение N 31907817157), путем отмены протокола подведения итогов от 22.05.2019 N 80/2 СБ-АСТ в части первичной и повторной оценок и сопоставления заявок на участие в закупке и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с документацией о закупке, Положением о закупках и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования, признали недействительными решение и предписание Управления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 этого Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из материалов дела видно, что в соответствии с пунктами 11.1.1, 11.2.1 документации о запросе предложений начальная цена договора на оказание услуг по уборке помещений Общества составила 35 547 120 руб. с учетом НДС, цена договора на оказание услуг по уборке территории от грязи и снега, благоустройству и содержанию озеленяемых объектов вокруг зданий Общества - 46 381 000 руб. с учетом НДС. В соответствии с указанными пунктами значимость ценового критерия оценки заявок участников на участие в запросе предложений составляет 30%.
Согласно пункту III.D.2.15 закупочной документации в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
Цены договоров, предложенные в заявке ООО "СпецТехАренда", составили 29 326 374 руб. и 38 264 325 руб. без учета НДС, в заявке ООО "Фасилитек" - 32 904 000 руб. и 42 792 000 руб. с учетом НДС.
В соответствии с приложением N 1 к протоколу подведения итогов запроса предложений от 22.05.2019 N 80/2 СБ-АСТ в связи с тем, что ООО "СпецТехАренда" не является плательщиком НДС, согласно пункту III.D.2.15 к цене, предложенной данным участником, была прибавлена сумма НДС по ставке 20%.
Таким образом, цены договоров, предложенные ООО "СпецТехАренда" с учетом прибавленных организатором закупки сумм НДС составили 35 191 648 руб. 80 коп. и 45 917 190 руб., что выше цен, предложенных ООО "Фасилитек" с учетом НДС.
Управление посчитало, что сравнение предложенных участниками закупки цен с учетом НДС нарушает права потенциальных участников закупки, не являющихся плательщиками данного налога, в связи с чем указало на нарушение Обществом пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав спорную документацию о запросе предложений с учетом требований Закона N 223-ФЗ, пришли к обоснованному выводу о неправомерности решения и предписания Управления.
Как верно отметили суды, указание Обществом в закупочной документации цены договоров с учетом НДС не противоречит действующему законодательству.
Положение пункта III.D.2.15 документации о закупке применяется в равной степени ко всем участникам, использующим тот или иной режим налогообложения, заказчиком установлен единый порядок оценки и сопоставления ценовых предложений всех участников.
Суды отметили, что иной подход к оценке ценовых предложений, напротив, приведет к нарушению принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом по результатам запроса предложений договоры заключаются по цене, предложенной победителем закупки, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.
Обязательных для заказчиков правил, предписывающих разработать условия и сформировать цены договоров в зависимости от применяемых участниками закупочной процедуры системы налогообложения законодательство о закупках не содержит.
Налоговое законодательство неприменимо в рассматриваемом случае к правоотношениям, связанным с регулированием закупочных процедур в рамках Закона N 223-ФЗ, и не устанавливает требований к участникам соответствующих закупок.
Частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ установлено, что целями регулирования данного Закона является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств.
По смыслу данной нормы, в рамках требований Закона N 223-ФЗ заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств.
С учетом изложенных обстоятельств дела Управление не доказало, что установленное Обществом в документации о закупке условие сопоставления ценовых предложений участников приводит к ограничению их числа.
Суды также отметили, что ООО "СпецТехАренда" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия Общества при проведении спорного запроса предложений уже после подведения итогов закупки, не воспользовавшись правом на запрос у организатора торгов разъяснений положений закупочной документации, предусмотренным пунктом 12.13 Положения о закупках.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по делу N А56-75118/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.