27 октября 2020 г. |
Дело N А26-6927/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Строгановой Н.А. (доверенность от 23.04.2020 N 5-20),
рассмотрев 26.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 делу N А26-6927/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество, ПАО "МРСК Северо-Запада"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о признании незаконными отказов в выдаче Обществу разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях размещения воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ и связанных с ними трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, выраженных в письмах от 30.05.2019 N 7820, 7832.
ПАО "МРСК Северо-Запада" просит обязать Министерство в течение семи дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу выдать Обществу в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации указанные разрешения на использование: земельного участка площадью 30 240 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072602:1028, для размещения линии электропередачи ВЛ-10 кВ со строительством ТП-10/04 кВ, от концевой опоры ВЛ-10 кВ от Л-2П-1 ориентировочной протяженностью 1,412 км, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, квартал 33 Кончезерского участкового лесничества, части выделов 15, 16, 18, 21, 22); земельного участка площадью 48 988 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072601:1123, для размещения линии электропередачи ВЛ-10 кВ, со строительством ТП-10/04 кВ, от концевой опоры ВЛ-10 кВ от Л-63-3 ориентировочной протяженностью 3,67 км, на землях лесного фонда (Кондопожском центральном лесничестве, кварталы 1-7, 10 Кончезерского участкового лесничества (далее - спорные участки).
Определением от 26.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агроводснаб".
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.10.2019 заявление удовлетворено в полном объеме с указанием на немедленное исполнение решения.
Суд апелляционной инстанции, установив нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, являющегося в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловным основанием для отмены решения суда от 30.10.2019, и, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, определением от 13.01.2020 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.10.2019 по делу N А26-6927/2019 отменено. Суд признал незаконными отказы Министерства в выдаче ПАО "МРСК Северо-Запада" разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях размещения воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ и связанных с ними трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, выраженные в письмах N 7820, 7832 от 30.05.2019, а также обязал Министерство в течение 25 дней принять решение по заявлениям (вх. от 20.05.2019 N 6067 и 6066) ПАО "МРСК Северо-Запада" о выдаче разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на использование спорных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование заявленных доводов податель жалобы указывает на отсутствие полномочий по выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов. По мнению Министерства, вопрос предоставления лесных участков с целью строительства линейных объектов урегулирован положениями статей 9, 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в связи с чем в отношении предоставления спорных участков для указанной цели пункт 1 статьи 39.34 ЗК РФ не подлежит применению. Заявитель жалобы обращает внимание, что возможное использование ПАО "МРСК Северо-Запада" спорных участков будет сопряжено с рубкой лесных насаждений, что противоречит пункту 4 статьи 45 ЛК РФ.
До начала судебного заседания от Министерства поступило в электронном виде ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.
Представитель Общества, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, возражал против удовлетворения жалобы.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев ходатайство об отложении судебного разбирательства, не находит предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для его удовлетворения. Правовая позиция Министерства изложена в кассационной жалобе, принятой к производству судом кассационной инстанции, в связи с чем его процессуальные права не нарушены.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях исполнения заключенных договоров технологического присоединения Общество 20.05.2019 обратилось в Министерство с заявлениями на выдачу разрешений на использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения линий электропередач ВЛ-10 кВ со строительством ТП-10/04 кВ:
- земельного участка площадью 30 240 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072602:1028, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, квартал 33 Кончезерского участкового лесничества, части выделов 15, 16, 18, 21, 22);
- земельного участка площадью 48 988 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072601:1123, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, кварталы 1-7, 10 Кончезерского участкового лесничества).
Письмами от 30.05.2019 N 7830, 7832 Министерство отказало Обществу в выдаче разрешений на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитутов, указав, что выдача разрешений на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установления сервитутов постановлением Правительства Республики Карелия от 17.07.2017 N 283-П не предусмотрена.
Считая отказы Министерства незаконными и нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции по безусловным основаниям, исследовал материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ и, установив значимые для дела фактические обстоятельства, признал требования Общества подлежащими удовлетворению, основываясь на том, что не имеется оснований для отказа Обществу в выдаче разрешения на использование спорных участков в заявленных целях, а Министерство обладает достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения на использование лесного участка без его предоставления или установления сервитута для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При этом в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно пункту 2 данных Правил, под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, нормы Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 названного Перечня без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется размещение объектов, в числе которых линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Правительство Республики Карелия постановлением от 17.08.2017 N 283-П утвердило Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, размещение указанных объектов осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом. В отношении объектов, размещение которых планируется на землях или земельных участках, находящихся в собственности Республики Карелия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, таким органом является орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный на предоставление таких земельных участков.
Установив, что постановлением Правительства Республики Карелия от 17.08.2017 N 283-П в нарушение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ не урегулирован вопрос о порядке и условиях размещения объектов, перечень которых установлен Постановлением N 1300, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что данное обстоятельство не должно препятствовать лицу, объект которого может быть размещен на землях и земельных участках, находящихся в федеральной собственности, воспользоваться правом на использование земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ без его предоставления и установления сервитута.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из установленных фактических обстоятельств, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые отказы Министерства в выдаче Обществу разрешений на использование находящихся в государственной собственности земельных участков для размещения воздушных линий электропередач, без предоставления указанных участков и установления сервитутов, не соответствуют вышеперечисленным нормам лесного и земельного законодательства и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем являются незаконными.
Доводы Министерства об отсутствии полномочий по выдаче разрешения на использование участков лесного фонда получили надлежащую правовую оценку судов двух инстанций и признаны противоречащими Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П, согласно которому Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных отношений. Подпунктом 7 пункта 9 данного Положения установлено, что Министерство в области лесных отношений осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит соответствующие аукционы), принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; осуществляет иные полномочия в области лесных отношений, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Таким образом, Министерство, осуществляя делегированную ему согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладает достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения на использование лесного участка без его предоставления или установления сервитута для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Возможность выдачи разрешения на использование земельных участков лесного фонда без их предоставления или установления сервитута в законодательно установленных целях следует также из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565, которым утверждены "Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Приказ от 28.12.2015 N 565).
Так, приложением N 4 к Приказу от 28.12.2015 N 565 утверждена специальная "Форма N 4-ОИП полугодовая", по которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, отражают сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, предусмотренных статьями 39.33 - 39.35 ЗК РФ на землях лесного фонда, и предоставляют их в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы в случае с линейными объектами применение норм земельного законодательства к рассматриваемым правоотношениям напрямую исходит из положений статей 9, 21, 24 и 45 ЛК РФ, а государственные органы, осуществляющие делегированную им согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладают достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что требования ПАО "МРСК Северо-Запада" обоснованы и подлежат удовлетворению.
В качестве способа устранения нарушенных прав общества суд обоснованно обязал Министерство в течение 25 дней принять решение по заявлениям (вх. от 20.05.2019 N 6067 и 6066) ПАО "МРСК Северо-Запада" о выдаче разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ на использование земель, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в отношении испрашиваемых земельных участков.
Несогласие Министерства с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 делу N А26-6927/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.