03 ноября 2020 г. |
Дело N А26-12688/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 28.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сортавальский" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А26-12688/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сортавальский", адрес: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский р-н, г. Лахденпохья, Красноармейская ул., д. 8А, оф. 21, ОГРН 1181001006450, ИНН 1007027476 (далее - Общество, ООО "Сортавальский"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Комитет), от 03.12.2019 N 17-17/430-19, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Сортавальский", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы настаивает на том, что многоквартирный дом N 7а по Скалистой ул. в пгт Надвоицы Сегежского района Республики Карелия (далее - МКД N 7) на дату проведения проверки не находился в управлении Общества, поскольку договор управления указанным домом расторгнут в досрочном порядке на основании подписанного ООО "Сортавальский" и администрацией Надвоицкого городского поселения соглашения. Кроме того, Общество ссылается на ряд процессуальных нарушений, допущенных Комитетом в ходе проведения проверки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с обращением гражданина, проживающего в МКД N 7, содержащем сведения о ненадлежащем исполнении управляющей организацией функций по содержанию многоквартирного дома, на основании распоряжения от 24.09.2019 N ЛК 088/Р/2966 Комитетом была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества. В ходе указанной проверки Комитет провел осмотр МКД N 7 и выявил следующие нарушения: на люке выхода в чердачное помещение подъезда N 1 отсутствует запирающее устройство (замок); над жилым помещением N 6 имеются сквозные отверстия в шиферном покрытии; отсутствует плотное примыкание шиферной кровли к печному оголовку жилого помещения N 6; отсутствует коньковая доска над жилым помещением N 6.
Кроме того, по обращению гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 21 по ул. Гагарина в г. Сегеже (далее - МКД N 21), содержащего сведения о ненадлежащем исполнении управляющей организацией функций по содержанию многоквартирного дома, и на основании распоряжения от 19.09.2019 N ЛК 088/Р/2928 Комитетом проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества. В ходе названной проверки Комитет провел осмотр МКД N 21 и установил, что в жилом помещении комнаты N 3 жилого помещения N 2 имеется разрушение угла многоквартирного дома; имеет место загнивание бруса несущей стены; существует угроза обрушения стены; между деревянными брусьями имеются сквозные отверстия, щели, зазоры; наблюдается увлажнение деревянного бруса в местах гниения.
Результаты проверок отражены Комитетом в актах проверки от 08.10.2019 N ЛК 088/А/2966 и N ЛК 088/А/2928 соответственно с приложением материалов фотофиксации.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении Общества 19.11.2019 составлен протокол N 2736/237 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 03.12.2019 по делу об административном правонарушении N 17-17/430-19 ООО "Сортавальский" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установили нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Сортавальский" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
Подпунктом "б" пункта 3 Положения N 1110 к лицензионным требованиям отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
В соответствии с пунктом 4.6.1.2 Правил N 170 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке).
Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (пункт 4.6.1.13 Правил N 170).
Согласно пункту 3.3.5 Правил N 170 входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера объединенных диспетчерских служб или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Пунктом 4.6.3.6 Правил N 170 предусмотрено, что в асбестоцементных кровлях требуется обеспечить плотное покрытие конька кровли
В силу пунктов 4.2.2.2 и 4.2.2.3 Правил N 170 не допускается осадка засыпки в каркасных стенах более 5 см, повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Высокая воздухопроницаемость стен должна быть устранена уплотнением стыков с установкой нащельников, конопаткой пазов между венцами, заделкой щелей и трещин и другими способами.
Пунктом 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), предусмотрено, что в состав работ, выполняемых для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, включены:
- выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
- выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен;
- в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Кроме того, пунктом 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, отнесены:
- проверка кровли на отсутствие протечек;
- проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке, а при выявлении нарушений, приводящих к протечкам,
- при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение; в остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Установив факт нарушения ООО "Сортавальский" приведенных выше нормативных положений, а также принимая во внимание, что заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что МКД N 7 на дату проведения проверки не находился в управлении Общества, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен ими.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет управление МКД N 7 на основании договора управления от 01.03.2019, заключенного с администрацией Надвоицкого городского поселения, и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 01.10.2018 N 195.
По состоянию на дату проведения проверки (08.10.2019) сведения об МКД N 7 были включены в реестр лицензий Общества.
Соглашение о расторжении договора управления МКД N 7, на которое ссылается Общество в обоснование своей позиции, заключено 15.11.2019 (т.д. 1, л.д. 67), то есть после проведения проверки.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 руб. назначено административным органом в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере ниже низшего предела санкции инкриминируемой статьи с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами суды констатировали отсутствие существенных процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности. Доводы ООО "Сортавальский" об обратном были предметом тщательного рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А26-12688/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сортавальский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.