12 ноября 2020 г. |
Дело N А56-126050/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Светосервис - Санкт-Петербург" Кузнецовой М.А. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев 10.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А56-126050/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Светосервис - Санкт-Петербург", адрес: 195112, Санкт-Петербург, Заневский проспект, дом 54, корпус 5, литер А, ОГРН 1057810115440, ИНН 7806312262 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 36, литер А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - ГАТИ), от 13.11.2019 N 5599 о назначении административного наказания по пункту 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 10.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.07.2020, оспариваемое постановление ГАТИ признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе ГАТИ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно, неправильного истолкования пункта 1.2 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875), просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.10.2019 специалистом ГАТИ при проведении осмотра по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 23, выявлены нарушения, выразившиеся в невосстановлении объекта благоустройства, нарушенного после производства работ по ордеру ГАТИ от 01.08.2019 N К-8932. Данные нарушения зафиксированы протоколом осмотра территории от 19.10.2019.
При повторном осмотре указанной территории 25.10.2019 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых, а также представителя Общества протоколом осмотра зафиксировано завершение производства работ и восстановление благоустройства территории.
Выявленное 19.10.2019 нарушение послужило основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 25.10.2019 N 52191, которым Обществу вменено нарушение пунктов 3.2.18, 6.11 Правил N 875.
На основании материалов административного дела ГАТИ вынесено постановление от 13.11.2019 N 5599 о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 14 Закона N 273-70 с назначением наказания в виде 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций пришли к выводу о недоказанности ГАТИ в действиях Общества события вменяемого ему правонарушения, посчитав, что спорный объект не подпадает под действие Правил 875.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ).
Согласно пункту 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил N 875 заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера Инспекции на их производство запрещено. В соответствии с пунктом 6.11 Правил N 875 ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере.
В силу пункта 3.2.18 Правил N 875 производитель работ после завершения работ с временным нарушением элементов благоустройства в пределах срока действия ордера обязан выполнить восстановление элементов благоустройства.
Неисполнение обязанности по переоформлению ордера, либо производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (пункт 2 статьи 14 Закона N 273-70).
Судами двух инстанций установлено, что Обществом получен ордер от 01.08.2019 N 8932 на производство плановых земляных работ (электрокабель, опоры), на срок с 01.08.2019 по 15.10.2019.
В рассматриваемом случае вмененное Обществу административное правонарушение обусловлено завершением срока действия ордера и невосстановлением объекта благоустройства, нарушенного после производства работ по ордеру ГАТИ от 01.08.2019 N К-8932. Данный факт установлен административным органом, подтверждается материалами дела (протоколом осмотра от 19.10.2019 с материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении от 25.10.2019 N 52191) и Обществом не отрицается.
Согласно пункту 1.2 Правил N 875 действие названных правил не распространяется на производство земляных работ на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, предоставленных для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
При установлении обстоятельств, суды обосновали отсутствие в действиях Общества события административного правонарушения, в виду нераспространения на указанные правоотношения требований Правил N 875 в силу специфики строящегося объекта и особого статуса земельного участка.
Между тем судами не учтено, что из буквального прочтения пункта 1.2 Правил N 875 следует, что поименованное ограничение возможно только при наличии совокупности нескольких значимых условий: строящийся объект должен относиться к объектам капитального строительства, а земляные работы осуществляться на земельном участке с особым статусом "находящийся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена", с учетом его целевого назначения - "для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства".
Иных оснований для неприменения к возникшим правоотношениям Правил N 875 (кроме как предусмотренных в пункте 1.2), законодательство Санкт-Петербурга не предусматривает.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с условиями государственного контракта от 15.07.2019 N 4/88-19 Общество должно было выполнить работы по строительству наружного освещения детских и спортивных площадок в границах кварталов Центрального района, в том числе по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 23.
Пунктом 8 раздела 2 Приложения N 3 к указанному контракту определен перечень выполняемых работ: установка новых металлических опор, установка светильников, установка прожекторов, прокладка кабельной линии, установка щита наружного освещения.
Вместе с тем факт осуществления Обществом работ по строительству наружного освещения, сам по себе еще не свидетельствует о статусе земельных участков, на которых данные работы производятся, как предоставленных для целей строительства (реконструкции), поскольку категория и статус земельных участков определяется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, Общество осуществляло производство земляных работ по ранее выданному ордеру, а согласно пункту 4.2.11 Контракта от 15.07.2019 N 4/88-19 Подрядчик обязан в сроки, установленные в "Календарном плане выполнения работ" по поручению Заказчика оформлять, переоформлять ордера ГАТИ на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга. По условиям указанного Контракта на Общество возложена обязанность соблюдать требования действующего законодательства в том числе Правил N 875 (пункт 4.2.12).
При изложенных обстоятельствах упомянутая совокупность условий применительно к пункту 1.2 Правил N 875 Обществом не подтверждена.
В ходе административного производства и в суде Общество имело все возможности для полного, объективного и всестороннего изложения своих доводов с учетом выявленного ГАТИ нарушения, а равно профессиональной специфики своей деятельности.
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях Общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Назначенное Обществу административное наказание соответствует его целям (статья 3.1 КоАП РФ), требованиям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств; фактическая сторона дела установлена судами с должной полнотой при неправильном применении закона.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округ
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А56-126050/2019, отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.