13 ноября 2020 г. |
Дело N А13-20225/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 10.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономного учреждения культуры Вологодской области "Вологодская областная государственная филармония В.А. Гаврилина" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А13-20225/2019,
УСТАНОВИЛ:
автономное учреждение культуры Вологодской области "Вологодская областная государственная филармония им. В.А. Гаврилина", адрес: 160035, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 21, ОГРН 1023500884990, ИНН 3525092825 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, адрес: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 41, ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533 (далее - Управление), о признании недействительным предписания от 16.09.2019 N 81.
К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области (далее - Комитет), Департамент культуры и туризма Вологодской области (далее - Департамент культуры и туризма) и Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Решением суда первой инстанции от 14.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы при оценке пунктов 1 - 7, 12 оспариваемого предписания судам было необходимо руководствоваться статьей 8, а не статьей 9 Приказа МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (далее - Приказ N 701), а также статьей 2 Положения о создании областных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 08.11.2010 N 1285. Полагает, что пункты 9 - 11 предписания не соответствуют Постановлению Губернатора Вологодской области от 18.10.2017 N 306 "Об утверждении Положения о коммунально-технической спасательной службе гражданской обороны".
Департамент финансов в отзыве на кассационную жалобу поддержал доводы Учреждения, просил ее удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на позицию, ранее изложенную в своих отзывах на заявление и апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, должностными лицами Управления на основании распоряжения от 25.07.2019 N 81 проведена внеплановая проверка исполнения Учреждением предписания от 21.08.2018 N 45, по результатам которой составлен акт от 16.09.2019. В ходе проверки выявлено, что Учреждением не выполнены пункты 14 - 19, 23, 41 - 45 указанного предписания, в связи с чем заявителю выдано предписание от 16.09.2019 N 81.
Согласно предписанию от 16.09.2019 N 81 в организации по адресу: город Вологда, улица Лермонтова, дом 21, отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру и объемы создаваемых запасов, не накоплены в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, не осуществлены мероприятия, обеспечивающие готовность созданных нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне к применению по предназначению в сроки, не превышающие 6 часов для мирного времени и 3 часа для военного времени по фактическому оснащению созданных нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; не проведена подготовка личного состава эвакуационных органов; не созданы силы гражданской обороны для обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, санитарной обработке работников, не оснащены силы охраны общественного порядка, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), пунктов 2 - 5, подпункта "в" пункта 6, подпункта "а" пункта 7, подпункта "а" пункта 8, пункта 16, 16.10 постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", пунктов 10 - 21 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - Положение N 804); пунктов 7, 16.3 - 16.14 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Положение N 687); пунктов 4, 5, 9, 11, 13 Приказа N 701 (далее - Приказ N 701); пунктов 25 - 38 постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 N 303 "Об утверждении Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", подпунктов "а" - "г" пункта 3, пункта 4 подпункта "г" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" (далее - Положение N 841).
Предписанием от 16.09.2019 N 81 на Учреждение возложена обязанность по устранению вышеуказанных нарушений в срок до 16.09.2020.
Не согласившись с предписанием Управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды не нашли оснований для удовлетворения заявления.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии со статьей 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый); организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац восьмой).
Судами установлено, что согласно перечню организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Вологодской области, утвержденному Губернатором Вологодской области 01.08.2017, Учреждение, в ведении которого находится объект культурного наследия федерального значения - здание филармонии по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, 21, отнесено к первой категории по гражданской обороне.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с Законом N 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение N 804, которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии со статьей 6 Закона N 28-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Постановление N 379) утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение N 379).
В пунктах 2-4 Положения N 379 определено предназначение запасов, их конкретное содержание (запасы материально-технических средств, запасы продовольственных средств, запасы медицинских средств и запасы иных средств) и порядок определения номенклатуры и объемов запасов.
Организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (подпункт "в" пункта 6 Положения N 379).
Подпунктом "а" пункта 7 Положения N 379 предусмотрена обязанность организаций предоставления информации о накопленных запасах в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены.
В силу пункта 2 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО).
Приказом N 701 утвержден Типовой порядок создания НФГО (далее Типовой порядок N 701).
Согласно пункту 2 НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 28-ФЗ к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение N 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2) (пункт 4). Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (далее - организации) (пункт 5). Организации: создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО; осуществляют обучение личного состава НФГО; создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО (пункт 9).
Пунктом 11 Типового порядка N 701 для НФГО установлены сроки приведения в готовность к применению по предназначению.
Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном, в том числе Законом N 28-ФЗ и постановлением N 379 (пункт 13 Типового порядка N 701).
В соответствии с Законом N 28-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено Положение N 841, которое определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны.
В силу пункта 4 Положения N 841, подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению.
Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
Организации осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации (подпункт "г" пункта 5 Положения N 841).
В частности, подготовке подлежат руководители организаций, работники организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, личный состав формирований и служб (подпункты "а"-"в" пункта 3 Положения N 841).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 утверждено Положение N 687, которое определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях.
Пункт 16 Положения N 687 предусматривает основные мероприятия, которые организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ установили факт неисполнения ранее выданного предписания и наличие выявленных Управлением и указанных в акте проверки нарушений, в связи с чем правильно применив к установленным обстоятельствам положения Закона N 28-ФЗ, Положений 379, 841, 687, Приказа N 701, пришли к выводу о законности выданного в адрес Учреждения предписания.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны заявленным ранее в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие Учреждения с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А13-20225/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу автономного учреждения культуры Вологодской области "Вологодская областная государственная филармония В.А. Гаврилина" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.