23 ноября 2020 г. |
Дело N А56-23700/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 23.11.2020 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 по делу N А56-23700/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное), адрес: 187556, Ленинградская обл., г. Тихвин, 3 микрорайон, д. 26, ОГРН 1174704008533, ИНН 4715031526 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Майер-Мелнхоф Хольц Ефимовский", адрес: Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, пгт. Ефимовский, ул. Гагарина, д. 30, ОГРН 1054700513812, ИНН 4715778325 (далее - Общество), о взыскании 66 764 руб. 07 коп. убытков, возникших в связи с непредставлением в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за август 2017 года.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 26.06.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.09.2020 решение от 26.06.2020 изменено, с Общества в пользу Фонда взыскано 4799 руб. 86 коп. убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 08.09.2020 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 26.06.2020.
По мнению подателя жалобы, переплата пенсии возникла по причине непредставления Обществом в Фонд в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года. При этом Фонд полагает, что наличие сведений о трудоустройстве пенсионеров за последующий период не являлось основанием для прекращения выплаты пенсии с учетом индексации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью ООО "Стройлес-2", правопреемником которого является Общество, 11.12.2018 представило в Фонд отчетность по форме СЗВ-М о факте работы в августе 2017 года застрахованных лиц, в том числе Романова Николая Дмитриевича, Иванова Николая Николаевича, Симахина Александра Ивановича, Ерошонкова Николая Федераовича, Писаревой Татьяны Николаевны, Кузьмина Бориса Павловича, Теревяйнен Татьяны Анатольевны, которые являются получателями страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Фонд посчитал, что несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату данным застрахованным лицам пенсии в завышенном размере в период с 01.11.2017 по 31.01.2019 в размере 66 764 руб. 07 коп., поэтому письмами от 21.10.2019 N 02/15087 - 02/15093 уведомил страхователя о возникшем ущербе и потребовал возместить убытки.
Поскольку Общество в добровольном порядке отказалось возвращать указанную сумму, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Фондом требования в полном объеме, посчитав, что только после поступления 11.12.2018 от Общества сведений о застрахованных лицах за август 2017 года и их обработки Фонд установил, что спорные лица трудовую деятельность не прерывали и права на получение пенсии с учетом индексации не имели.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции частично не согласился и решение изменил. Суд признал обоснованным требование Фонда о взыскании с Общества 4799 руб. 86 коп. убытков, поскольку причиной выплаты пенсионерам пенсий в завышенном размере в ноябре 2017 года действительно явилось несвоевременное представление Обществом сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года. Отказывая в удовлетворении иска в остальной части, суд исходил из недоказанности причинно-следственной связи между фактом причинения убытков и действиями страхователя по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за август 2017 года. Суд указал, что за следующий период (сентябрь 2017 года) Общество представило в Фонд сведения относительно спорных лиц, как работающих пенсионеров, в октябре 2017 года. Соответственно, Фонд имел возможность принять решение о пересмотре размера пенсий в ноябре 2017 года и отменить выплаты с декабря 2017 года.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при обращении с иском о взыскании убытков истец обязан доказать сам факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, в то время как обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности лице.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частей 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 названного Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном согласно названного законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 указанного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 данного закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, установленном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
Исходя из указанных выше норм, в случае если сведения о конкретном застрахованном лице (являющемся получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и, соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии согласно части 10 статьи 18 названного закона, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
С 01.01.2016 согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ) факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 указанной статьи).
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Законом N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба, если к возникновению ущерба привели его виновные действия.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружена соответствующая ошибка.
На основании части 5 статьи 28 Закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом приведенных норм права, на страхователя возложена обязанность возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством, в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренные частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения по форме СЗВ-М обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовым договорам или заключивших договоры гражданско-правового характера.
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязанность по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2017 года в отношении спорных лиц (Романов Н.Д., Иванов Н.Н., Симахин А.И., Ерошонков Н.Ф., Писарева Т.Н., Кузьмин Б.П., Теревяйнен Т.А.) были представлены Обществом с нарушением срока - 11.12.2018. В связи с отсутствием сведений на указанных лиц за август 2017 года Фондом приняты решения о выплате вышеуказанным лицам пенсии с индексацией и за период с 01.11.2017 по 31.01.2019 излишне выплачено 66 764 руб. 07 коп.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто Фондом, что сведения на застрахованных лиц, в том числе в отношении спорных лиц, за сентябрь 2017 года и последующие периоды Общество представляло в Фонд в установленный законом срок.
На основании фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ввиду представления Обществом сведений за следующий отчетный период (сентябрь 2017 года) в установленный срок у Фонда была реальная возможность принять решение о пересмотре размера пенсии в ноябре 2017 года и отменить выплаты с декабря 2017 года. Однако, после получения от Общества сведений за сентябрь 2017 года и последующие периоды, из которых усматривалось, что оснований для выплаты индексации не имелось, Фонд продолжал выплату индексации сумм пенсии застрахованным лицам.
Таким образом, установленные апелляционным судом обстоятельства свидетельствуют, что фактически Фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.12.2017 по 31.01.2019 в силу положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н. Однако указанной возможностью не воспользовался.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что апелляционный суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения Общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания с него 61 964 руб. 21 коп. убытков.
Исходя из того, что настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, обжалуемое постановление, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Доводы Фонда не подтверждают существенных нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 по делу N А56-23700/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.