25 ноября 2020 г. |
Дело N А21-15899/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области" Тимченко Е.А. (доверенность от 20.11.2020),
рассмотрев 25.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А21-15899/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области", адрес: 236010, Калининград, пл. Победы, д. 61, ОГРН 1123926048718, ИНН 3906272898 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 49 АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 236022, Калининград, ул. Чайковского, д. 11, ОГРН 1023900586423, ИНН 3906010388 (далее - Фонд), от 19.11.2019 N 143 (далее - решение) в части предложения заявителю возместить 63 785 руб. 15 коп. расходов, излишне понесенных отделением Фонда, в связи с выплатой пособий по уходу за ребенком и по временной нетрудоспособности вследствие недостоверности представленных страхователем сведений.
Решением суда первой инстанции от 25.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2020, заявленные Учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 25.02.2020 и постановление от 23.06.2020 и принять новый судебный акт, которым полностью отказать Учреждению в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, Учреждение не исполнило обязанность по направлению Фонду в установленный законом срок уведомления о прекращении права застрахованного лица Винокуровой Марины Александровны на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в связи с прекращением с указанным сотрудником трудовых отношений с 30.09.2016. Также Фонд указывает, что Учреждением представлены недостоверные сведения по листкам нетрудоспособности сотрудника Артемьевой Анны Сергеевны, в связи с чем Фонд понес излишние расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности указанному застрахованному лицу.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в период с 23.09.2019 по 15.10.2019 в отношении Учреждения проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, предоставленных в Фонд для назначения застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 15.10.2019 N 989нс и вынесено оспариваемое решение, в соответствии с которым страхователю предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные Фондом в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в отношении застрахованных лиц, в общей сумме 66 377 руб. 39 коп.
Не согласившись с решением Фонда в указанной части, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Учреждением требования, признав их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с указанным Законом, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно подпунктам 5 и 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) в числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию названы пособие по временной нетрудоспособности и ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
С 2011 года на территории Российской Федерации реализуется пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
Калининградская область с 01.07.2016 по 31.12.2020 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплата пособий застрахованным лицам в этот период осуществляется не работодателями, а непосредственно территориальным органом Фонда на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда.
Пунктами 9 и 10 Положения установлено, что выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом ФСС РФ путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя). По страховым случаям, по которым страхователь не произвел назначения и выплату пособия до перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами ФСС РФ в соответствии с этим положением, назначение и выплата пособий осуществляется территориальными органами Фонда в соответствии с данным положением.
Пунктом 3 Положения определено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой ФСС РФ.
В соответствии с пунктом 9.1 Положения суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть с него взысканы в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ, в случае счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Согласно пункту 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена ответственность физических и юридических лица за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (часть 1).
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляют собой убытки, понесенные территориальным органом Фонда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
В рассматриваемом случае судами из материалов дела установлено, что страхователем для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Винокуровой М.А. представлен в региональное отделение Фонда электронный реестр сведений.
В соответствии с представленными сведениями застрахованному лицу Винокуровой М.А. региональным отделением назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 8 829 руб. 98 коп. за полный календарный месяц.
По личному заявлению Винокуровой М.А. региональное отделение выплатило ежемесячное пособие по уходу за ребенком в сумме 86 239 руб. 68 коп. за период с 01.07.2016 г. по 23.04.2017 путем перечисления денежных средств на ее лицевой счет.
Судами установлено, что на основании личного заявления и согласно приказу от 06.07.2006 N 46 л/с Винокурова М.А. принята на работу в Управление вневедомственной охраны при УВД Калининградской области ФГКУ "УВО ВНГ России по Калининградской области" на должность экономиста по 11 разряду ETC в отдел финансово-экономической работы по трудовому договору N 85.
На основании личного заявления и согласно приказу от 14.01.2016 N 2 л/с Винокуровой М.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 16.01.2016.
В трудовой книжке указанного сотрудника 30.09.2016 сделана запись о ее переводе в Межмуниципальный отдел вневедомственной охраны по г. Калининграду - филиал Учреждения для выполнения обязанностей по должности экономиста 1 категории (приказ от 30.09.2016 N 99 л/с). Также в трудовой книжке сделана запись от 01.10.2016 N 8 о том, что Винокурова М.А. принята на должность экономиста 1 категории финансово-экономического отдела межмуниципального отдела вневедомственной охраны по г. Калининграду - филиал Учреждения.
В ходе проверки Фонд расценил указанные сведения в отношении Винокуровой М.А. свидетельствующими о ее увольнении 30.09.2016 из Учреждения и прекращении трудовых отношений, о чем страховщик не был извещен.
Между тем судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно Уставу, утвержденному приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 N 243 (далее - Приказ N 243) именно Учреждение определено как юридическое лицо.
Для достижения целей и осуществления функций в соответствии с законодательством Российской Федерации Учреждение имеет 9 филиалов, в том числе филиал - Межмуниципальный отдел вневедомственной охраны по г. Калининграду, что отражено в пункте 16 Приказа N 243.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Положения о Межмуниципальном отделе вневедомственной охраны по г. Калининграду, утвержденного приказом начальника Учреждения от 14.10.2016 N 3, указанный филиал как обособленное подразделение Учреждения не является самостоятельным юридическим лицом.
Таким образом, перевод Винокуровой М.А. на должность экономиста в один из филиалов Учреждения в пределах одного и того же юридического лица не свидетельствует о прекращении трудовых отношений с указанным лицом.
В этой связи необходимости в направлении Учреждением Фонду уведомления о прекращении трудовых отношений с застрахованным лицом Винокуровой М.А. не имелось.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у Фонда правовых оснований для вывода о непредоставлении Учреждением документов, исключающих право получения указанным застрахованным лицом соответствующего вида пособия, и как следствие - предъявления Учреждению требования о возмещении страхователем расходов, излишне понесенные страховщиком при выплате Винокуровой М.А. пособия по уходу за ребенком.
По второму эпизоду проверки суды признали не соответствующим нормам действующего законодательства решение Фонда в части предложения заявителю возместить расходы в сумме 4 035 руб. 62 коп., излишне понесенные отделением Фонда при выплате пособия по временной нетрудоспособности Артемьевой А.С.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда.
В ходе проверки Фондом установлено, что на основании представленных страхователем сведений застрахованному лицу Артемьевой А.С. отделением Фонда назначено пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 285206555851 за 2 календарных дня в размере 4 035 руб. 62 коп. (из расчета 2 017 руб. 81 коп. за один день), в том числе 525 руб. НДФЛ.
Согласно указанному листку нетрудоспособности, выданному 22.02.2018 ГБ N 3, Артемьева А.С. являлась нетрудоспособной в период с 22.02.2018 по 26.02.2018.
Поскольку первый день болезни Артемьевой А.С. приходился на отработанный ею день 22.02.2018 и страхователь согласно расчетной ведомости начислил и выплатил указанному сотруднику за этот день заработную плату, Фонд посчитал, что в обязанность страхователя входила выплата Артемьевой А.С. пособия по временной нетрудоспособности за счет его средств в течение трех дней, начиная с 23.02.2018.
Однако, как указал Фонд, по заявлению Артемьевой А.С. региональным отделением Фонда произведена выплата пособия на ее лицевой счет без учета этого обстоятельства.
Согласно расчету Фонда, в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений по листку нетрудоспособности N 285206555851 Артемьевой А.С. за счет средств социального страхования излишне выплачено пособие за один день (25.02.2018) в размере 2 017 руб. 81 коп.
Кроме того, Фондом выявлено, что при аналогичных обстоятельствах Артемьевой А.С. за счет средств социального страхования излишне произведена выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 2 017 руб. 81 коп. по листку нетрудоспособности от 07.03.2018 N 285207468765, поскольку за отработанный ею рабочий день 07.03.2018 страхователем также начислена и выплачена заработная плата.
По мнению Фонда, в такой ситуации по листку нетрудоспособности N 285207468765, выданному ГБ N 3 Артемьевой А.С. на период с 07.03.2018 по 13.03.2018, за счет средств страхователя подлежало выплате пособие за три дня, начиная с 08.03.2018, а следовательно, застрахованному лицу излишне выплачено за счет средств социального страхования пособие за один день - 10.03.2018.
Общая сумма излишне понесенных расходов по данному эпизоду проверки определена Фондом в сумме 4 035 руб. 62 коп.
Признавая выводы Фонда по этому эпизоду неправомерными и нарушающими права и законные интересы Учреждения, суды обоснованно исходили из того, что согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ период временной нетрудоспособности и отсчет трехдневного срока, за которые пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, начинается с даты наступления страхового случая, которая определяется днем выдачи листка нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 15 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности может быть указана со следующего календарного дня исключительно по их желанию.
Поскольку в силу императивных норм Закона N 255-ФЗ выплата застрахованным лица пособия по временной нетрудоспособности за счет средств социального страхования производится, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности и не ставится в зависимость от иных обстоятельств, Фонд не имел правовых оснований применять иной порядок исчисления этого срока и предлагать страхователю оплатить пособие за четвертый день нетрудоспособности Артемьевой А.С. за счет собственных средств.
Учитывая, что по указанным эпизодам проверки произведенные Фондом выплаты не являлись следствием ненадлежащего исполнения Учреждением обязанности по предоставлению достоверных сведений, влияющих на право получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособия по временной нетрудоспособности, суды обоснованно признали решение Фонда в оспариваемой заявителем части недействительным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Фонда и отмены принятых по делу судебных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А21-15899/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.