26 ноября 2020 г. |
Дело N А56-125364/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Балтийской таможни представителя Деминой Д.А. (доверенность от 25.12.2019 N 05-11/48636), от общества с ограниченной ответственностью "Интервторресурс" представителя Думлера В.В. (доверенность от 30.09.2019 N 29),
рассмотрев 19.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 по делу N А56-125364/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интервторресурс", адрес: 198035, Санкт-Петербург, Межевой кан., д. 5, лит. АХ, пом. 460, ОГРН 1057811024589, ИНН 7802325670 (далее - ООО "Интервторресурс"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014, от 06.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/050619/0098746, а также просило обязать таможню восстановить нарушенные права путем возврата из бюджета 1 976 387,27 руб. таможенной пошлины.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 16.03.2020 и постановление от 07.07.2020, принять по делу новый судебных акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, декларант не представил документы, которые устранили бы сомнения таможенного органа в достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, не подтвердил отсутствие влияния на таможенною стоимость имеющейся взаимосвязи между продавцом и покупателем задекларированного товара.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Интервторресурс" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество и компания "International Mediterranean Recycling A.N. Ltd" 15.02.2019 заключили контракт N 2019-02-15/SPB, в соответствии с которым общество осуществляет поставку лома черных металлов категории 3А, 5А, 8А, 11А, 12А (ГОСТ 2787-75) на условиях FAS, Санкт-Петербург (Инкотермс 2000).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта цену тонны в каждой партии и базис поставки стороны согласовывают в приложениях. Также в соответствии с пунктом 4.1 контракта стороны вправе в приложениях к контракту оговорить условия поставки и иных видов металлолома.
Согласно приложению от 17.04.2019 N 1 (2019-02-15/SPB) к контракту заявитель обязался поставить лом черных металлов вида 3А, 5А, 12А и 13А по ГОСТ 2787-75 в количестве 9 450 тонн (+/- 5% по выбору заявителя) по цене 239 доллара США за тонну, поставка осуществляется в Индию, срок отгрузки - июнь - июль 2019 года.
Согласно приложению от 17.05.2019 N 2 (2019-02-15/SPB) к контракту заявитель обязался поставить лом черных металлов вида 3А, 5А, 12А и 13А по ГОСТ 2787-75 в количестве 22 050 тонн (+/- 5% по выбору заявителя) по цене 232 доллара США за тонну, поставка осуществляется в Индию, срок отгрузки - июнь - июль 2019 года.
Во исполнение контракта обществом подана ДТ N 10216170/050619/0098746, по которой задекларировано 31 500 тонн лома металлов вида 3А, 5А, 12А и 13А по ГОСТ 2787-75 общей стоимостью 7 846 650 долларов США. Общая стоимость получена путем сложения стоимости товара, указанной в приложениях N 1 и 2 к контракту.
Таможенная стоимость товара определена обществом по стоимости сделки и с учетом действовавшего на дату подачи декларации курса доллара США, установленного Центральным банком Российской Федерации на уровне 65,1614 руб. за доллар США, составила 480 509 937,81 руб.
По требованию таможенного органа 07.06.2019 общество в счет оплаты таможенных платежей внесло обеспечение в размере 1 976 387,27 руб., а также представило запрошенные таможней документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара.
Посчитав, что представленные документы не устранили сомнения в достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, таможня 06.09.2019 приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, определив таможенную стоимость по шестому методу на базе третьего и увеличив ее до 520 037 683,50 руб., что повлекло увеличение размера таможенной пошлины на 1 976 387,27 руб.
Считая решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, незаконным, ООО "Интервторресурс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что декларант подтвердил заявленные им сведения о таможенной стоимости вывозимого товара и у таможенного органа не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает, что судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствии в деле доказательств, подтверждающих недостоверность представленной обществом информации о таможенной стоимости вывозимого товара.
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров (пункт 4 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Такой порядок в рассматриваемый период был установлен Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N 191), которыми, в том числе, установлены особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", при вывозе товаров из Российской Федерации (далее - оцениваемые (вывозимые) товары).
Согласно пункту 7 Правил N 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 названных Правил.
В подпункте "г" пункта 11 Правил N 191 определено, что таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил, при одновременном выполнении условий, согласно которым покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
В пункте 12 Правил N 191, в свою очередь, указано, что при наличии факта взаимосвязи между продавцом и покупателем должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для определения таможенной стоимости таких товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. При этом декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.
Согласно пункту 13 Правил N 191 при осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки принимается таможенным органом и таможенная стоимость определяется в соответствии с пунктом 11 Правил, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или в соответствующий ему период времени одной из следующих проверочных величин: стоимость сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами; таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии с пунктами 32 - 35 Правил.
Из содержания названных положений вытекает, что для случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами и таможенным органом выявлены признаки влияния взаимосвязи сторон на стоимость сделки, именно на декларанта возлагается обязанность по обоснованию приемлемости осуществления таможенной оценки товаров исходя из договорной (контрактной) цены, то есть по сути - обязанность исключить подозрения в манипулировании ценой (ее занижения относительной действительной стоимости вывозимых товаров). При невыполнении декларантом данной обязанности стоимость сделки с вывозимым товарами не может выступать надлежащей основой для определения таможенной стоимости этих товаров.
Данная правовая позиция отражена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2019 N 309-ЭС19-14772, от 09.02.2017 N 306-КГ16-13324, а также в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017.
Как следует из письма ООО "Интервторресурс" от 04.06.2019 N 47, а также имеющейся в распоряжении таможенного органа информации, между продавцом и покупателем по рассматриваемой сделке имеется взаимосвязь. Данное обстоятельство заявителем не отрицается. При принятии оспариваемого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, и в ходе рассмотрения дела в суде, таможней также приводились доводы о том, что стоимость товара, задекларированного обществом, значительно отличается от информации о цене на идентичные или однородные товары.
Приведенные доводы и поведение декларанта на стадии таможенного контроля не получили надлежащей оценки в судебных актах, в то время как названные обстоятельства могут свидетельствовать о наличии не опровергнутых декларантом признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости ввиду допущенного взаимосвязанными лицами манипулирования ценами, и, соответственно, о наличии оснований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 11 Правил N 191, для вывода о недопустимости определения таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки с ними.
Выводы таможенного органа о наличии признаков влияния взаимосвязи сторон на стоимость сделки судебными инстанциями не проверены. Представлены ли декларантом доказательства отсутствия такого влияния суды также не выяснили.
Соответствующие выводы по указанным вопросам в обжалуемых судебных актах отсутствуют.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии у таможни оснований для принятия оспариваемого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, являются преждевременными.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуются дополнительное исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции и невозможные в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует в полном объеме исследовать и оценить доводы сторон, в том числе в отношении влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену сделки, с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, и при правильном применении норм материального права и соблюдении процессуальных норм принять законное и обоснованное решение по делу.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 по делу N А56-125364/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.