14 декабря 2020 г. |
Дело N А56-26603/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Инстант Инвест" Кулешовой М.В. (доверенность от 12.05.2020), от Центрального Банка Российской Федерации Фокиной Е.А. (доверенность от 03.09.2018),
рассмотрев 14.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инстант Инвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по делу N А56-26603/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инстант Инвест", адрес: 199004, Санкт-Петербург, 9-ая линия В.О., д. 34 А, пом. 2 Н, ОГРН 4087746398482, ИНН 7715725061 (далее - ООО "Инстант Инвест", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному Управлению Центрального Банка Российской Федерации, адрес: 191038, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 68, 70-72-74, ОГРН 1027809230646, ИНН 7808029814 (далее - Управление, Банк), о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2020 N 19-30205/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N ТУ-40-ЮЛ-19-30205, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.08.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В жалобе ООО "Инстант Инвест" указывает на недоказанность Управлением наличия в действиях Общества состава вмененного правонарушения, в связи с осуществлением надлежащего внутреннего контроля.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Банка возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет свою деятельность на основании лицензий Банка России на осуществление брокерской деятельности от 06.07.2010 N 040-13188-100000 и на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами от 06.07.2010 N 040-13199-001.
По результатам проверки организации и осуществления Обществом внутреннего контроля Банком установлены нарушения требований статьи 10.1-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), пунктов 4.2, 5.2, 6.1 и 6.2 Положения о внутреннем контроле, положений пунктов 2.2.7, 3.1. и 5 Инструкции Общества, выразившиеся в необеспечении Обществом организации и осуществления внутреннего контроля.
Усмотрев в действиях ООО "Инстант Инвест" состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, Банк составил протокол об административном правонарушении от 03.02.2020.
Постановлением от 21.02.2020 N 19-30205/3110-1 Общество привлечено к административной ответственности по названной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 160 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Инстант Инвест" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности и отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, репозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 10.1-1 Закона N 39-ФЗ профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан организовать и осуществлять внутренний контроль, а в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России, обязан организовать и осуществлять внутренний аудит в соответствии с требованиями Банка России.
Для организации и осуществления внутреннего контроля профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан назначить контролера или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности исполнительным органом профессионального участника рынка ценных бумаг (часть 3 статьи 10.1-1 Закона N 39-ФЗ).
Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (часть 4 статьи 10.1-1 Закона N 39-ФЗ).
В соответствии с положениями пунктов 2.1 и 2.2 Положения о внутреннем контроле осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера профессионального участника, который, в свою очередь, должен соответствовать установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах квалификационным требованиям по виду деятельности, в отношении которого контролер осуществляет функции контролера, указанные в разделе 4 настоящего Положения, а также составлять и представлять органам управления профессионального участника отчеты по виду деятельности, в отношении которого контролер осуществляет функции контролера.
В силу требований пункта 2.5 Положения о внутреннем контроле профессиональный участник должен иметь инструкцию о внутреннем контроле (далее - Инструкция), утвержденную уполномоченным органом профессионального участника.
Инструкция должна содержать: описание функций контролера, его прав и обязанностей; порядок и сроки рассмотрения поступивших обращений; порядок действий контролера в случае выявления им нарушений; типовые формы и сроки представления контролером отчетных документов; порядок осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг); ответственность контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера совету директоров (наблюдательному совету) и/или руководителю.
При осуществлении своей деятельности контролер в соответствии с положениями пункта 4.1 Положения о внутреннем контроле обеспечивает соблюдение требований Инструкции.
В соответствии с положениями пункта 4.2 Положения о внутреннем контроле контролер при осуществлении своей деятельности контролирует, в частности, соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, в том числе, исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Контролер в силу требований пунктов 4.5 - 4.7 Положения о внутреннем контроле незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о возможном нарушении профессиональным участником законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, после чего проводит проверку на предмет установления события нарушения, причин его совершения и виновных в нем лиц. Контролирует устранение выявленных нарушений и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника. Представляет руководителю профессионального участника отчеты в соответствии с требованиями Положения о внутреннем контроле.
В соответствии с требованием пункта 6.1 Положения о внутреннем контроле контролер представляет руководителю профессионального участника отчет о проверке выявленного нарушения профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника (далее - отчет о проверке нарушения).
В силу требований абзаца пятого пункта 6.1 Положения о внутреннем контроле отчет о проверке нарушения должен в обязательном порядке содержать сведения об установленных причинах совершения нарушения и виновных в нем лицах.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства дела, установив, что Обществом не обеспечена надлежащая организация и внутренний контроль, предписания уполномоченного органа своевременно и в полном объеме не исполнялись, причины нарушений не анализировались и не отражались своевременно в отчетной документации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности Банком наличия в действиях Общества события вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих Обществу в соблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды обоснованно указали на доказанность Банком наличия состава вмененного Обществу правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судами не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции нормы части 12 статьи 15.29 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, поскольку Общество правомерно и с соблюдением установленного порядка привлечено к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, действия по назначению контролера, соответствующего предъявляемым требованиям, возложению на него обязанности по осуществлению внутреннего контроля, а также утверждение инструкции по внутреннему контролю, не освобождает Общество от ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ. С учетом приведенных в постановлении правовых норм, в силу части 2 статьи 10.1-1 Закона N 39-ФЗ обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль возложена непосредственно на профессионального участника рынка ценных бумаг. Нарушение Положения о внутреннем контроле, допущенное в рамках деятельности профессионального участка, влечет ответственность как профессионального участника, так и его ответственных должностных лиц с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ.
Несогласие подателя кассационной жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о наличии достаточных оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в силу статей 286 и 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по делу N А56-26603/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инстант Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.