22 декабря 2020 г. |
Дело N А66-7396/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Константинова П.Ю., Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 21.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области на постановление (дополнительное) Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А66-7396/2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному унитарному предприятию г. Твери "Жилищно-эксплуатационный комплекс", адрес: 170043, Тверская область, город Тверь, улица Машинистов, дом 9, ОГРН 1036900088280, ИНН 6901043184 (далее - Предприятие), о взыскании 6 714 000 руб. 35 коп. в возмещение ущерба, причиненного водному объекту - реке Тверца.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано полностью. Взыскано с Министерства в пользу Предприятия 150 000 руб. в возмещение судебных расходов на проведение экспертизы.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 решение Арбитражного суда Тверской области от 07.10.2019 в части отказа во взыскании 2 162 300 руб. 35 коп. отменено; производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части решение суда изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Твери "Жилищно-эксплуатационный комплекс" (адрес: 170043, г. Тверь, ул. Машинистов, д. 9; ОГРН 1036900088280, ИНН 6901043184) в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97; ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221) 3 006 520 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Твери "Жилищно-эксплуатационный комплекс" в доход федерального бюджета 30 225 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска".
Взыскано с Предприятия в доход федерального бюджета 1 981 руб. 80 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.11.2020 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 оставлено без изменения, а кассационная жалоба Предприятия - без удовлетворения.
Дополнительным постановлением апелляционного суда от 21.07.2020 (с учетом определения того же суда об исправлении опечатки от 05.08.2020) взыскано с Министерства в пользу Предприятия 50 910 руб. в возмещение расходов, связанных с проведением судебной экспертизы.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить постановление апелляционного суда от 21.07.2020, судебные расходы по судебной экспертизы в сумме 50 910 руб. отнести на Предприятие. По мнению подателя жалобы, апелляционным судом нарушены требования статьи 110 АПК РФ, поскольку апелляционный суд отклонил как надлежащее доказательство судебную экспертизу и в связи со взысканием с ответчика в пользу истца ущерба в сумме 3 006 520 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту, 50 910 руб. судебных расходов необходимо отнести на ответчика как на проигравшую сторону.
Судом кассационной инстанции отклонено письменное ходатайство Министерства об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с болезнью его представителя, так как в силу статьи 284 АПК РФ материалы дела позволяют принять судебный акт по существу кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что постановление от 21.07.2029 подлежит отмене в связи с нарушением апелляционным судом норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, решением суда первой инстанции от 07.10.2019 в удовлетворении иска Министерству отказано; с Министерства в пользу Предприятия взыскано 150 000 руб. в возмещение судебных расходов на проведение экспертизы.
Истец с решением суда не согласился, обратился в суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просил решение суда отменить, удовлетворить иск в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела апелляционным судом Министерство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявило о частичном отказе от исковых требований и просило взыскать с ответчика 4 551 700 руб. ущерба, причиненного водному объекту.
Данный отказ принят апелляционным судом.
Постановлением апелляционного суда от 28.05.2020 решение суда первой инстанции от 07.10.2019 в части отказа во взыскании 2 162 300 руб. 35 коп. отменено; производство по делу в указанной части прекращено; в остальной части решение суда изменено, с Предприятия в пользу Министерства взыскано 3 006 520 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту, в удовлетворении остальной части иска отказано, с Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 30 225 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска. Этим же постановлением апелляционный суд взыскал с Предприятия в доход федерального бюджета 1 981 руб. 80 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
При этом вопрос о распределении судебных расходов, связанных с оплатой судебной экспертизы, апелляционным судом при принятии постановления не разрешен.
Принимая обжалуемое постановление от 21.07.2020, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 178 АПК РФ арбитражный суд, принявший постановление, по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное постановление в случае, если судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Из статьи 106 АПК РФ следует, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, отнесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения спора судом первой инстанции по ходатайству ответчика была назначена судебная экспертиза, проведение которой суд поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "Экосфера" (далее - ООО "Экосфера") Заварзиной В.Л.
В счет оплаты судебной экспертизы Предприятием на депозитный счет суда первой инстанции платежными поручениями от 03.09.2018 N 1436 и от 21.05.2019 N 1328 перечислены денежные средства в сумме 250 000 руб.
Согласно определению суда первой инстанции от 28.06.2019 о назначении судебной экспертизы и выставленному ООО "Экосфера" счету от 08.08.2019 N 90 стоимость судебной экспертизы по настоящему делу составила 150 000 руб.
По результатам судебной экспертизы ООО "Экосфера" представлено в материалы дела экспертное заключение от 08.08.2019, которое соответствует требованиям части 1 статьи 86 АПК РФ и оценено судом первой и апелляционной инстанции наряду с другими доказательствами по делу.
На основании определения суда первой инстанции от 17.10.2019 денежные средства в сумме 150 000 руб. перечислены с депозитного счета Арбитражного суда Тверской области ООО "Экосфера".
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Как следует из пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.05.2020 уточненные исковые требования Министерства о взыскании с ответчика 4 551 700 руб. ущерба, причиненного водному объекту, удовлетворены частично в сумме 3 006 520 руб.; в удовлетворении иска в остальной части истцу отказано.
Таким образом, апелляционный суд с учетом частичного удовлетворения исковых требований (66,06%), и исходя из правил части 1 статьи 110 АПК РФ о пропорциональном распределении судебных расходов, с Министерства в пользу Предприятия в возмещение судебных издержек, связанных с оплатой судебной экспертизы, пришел к выводу о том, что подлежит взысканию сумма пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (33,94%), что составило 50 910 руб., что и было взыскано.
В остальной части расходы на проведение судебной экспертизы отнесены на ответчика.
Однако принимая обжалуемый судебный акт, апелляционный суд не учел следующее.
В постановлении от 28.05.2020 апелляционный суд относительно спорной судебной экспертизы пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, указал на недоказанность истцом факта причинения вреда водному объекту и принял во внимание выводы эксперта, сделанные по результатам судебной экспертизы (отсутствие в материалах дела доказательств негативного изменения водного объекта в результате его загрязнения, повлекшего за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, в связи с чем исчислить размер вреда, причиненного водному объекту на основании Методики N 87 не представляется возможным).
В данном случае апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, а также эксперта, а также с доводами Предприятия о невозможности исчисления размера вреда на основании Методик N 87 по причине недоказанности факта негативного изменения водного объекта в результате ее загрязнения, деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов, указав при этом следующее.
Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
В пункте 14 Постановления N 49 предусмотрено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, часть 2 статьи 69 ВК РФ).
В силу пункта 6 Методики N 87 исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
Исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект по формуле указанной в пункте 11 Методики N 87.
Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, исчисленного на основании пункта 11 Методики N 87, является необходимым элементом для возложения имущественной ответственности, предусмотренной гражданским законодательством, основанной на фактических затратах на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и денежной оценке потерь экологического характера, связанных с утратой или повреждением компонентов природной среды, в том числе водных объектов, и не лишает заявителя права оспаривания в судебном порядке размера вреда, причиненного водному объекту вследствие сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и дренажных вод.
При таких обстоятельствах с учетом положений пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, части 2 статьи 69 ВК РФ, прямо предусматривающие использование утвержденных такс и методик при исчислении размера вреда окружающей среде, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о доказанности факта осуществления Предприятием сброса сточных вод ливневой канализации в реку Тверцу на выпусках N 59, 69 в рассматриваемый период с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
При этом отсутствие сведений о наличии негативных изменений в водном объекте вследствие допущенного ответчиком сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, ввиду сложности установления таких изменений, не может служить основанием для освобождения Предприятия от ответственности за допущенное нарушение природоохранного законодательства.
Согласно справочному расчету, представленному Министерством в апелляционный суд, размер вреда, причиненного водному объекту - реке Тверце при сбросе сточных вод ливневой канализации с превышением ПДК загрязняющих веществ в створе переулка Огородного, выпуск N 69, за период с 10 час 40 мин 19.06.2014 по 14 час 20 мин 18.11.2016 (без учета показателей по аммоний-ион, взвешенным веществам, БПК5) составил 1 542 560 руб., в створе переулка Шеткина-Барановского, выпуск N 59, за период с 11 час 00 мин 19.06.2014 по 14 час 10 мин 18.11.2016 (без учета показателей по взвешенным веществам, БПК5) - 1 463 960 руб.
В соответствии с пунктом 2.1 Закона N 7-ФЗ при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 14 Методики N 87 предусмотрено, что в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.
В данном случае Предприятием доказательств несения фактических расходов на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ, в частности по строительству локальных очистных сооружений, не представлено, наличие оснований для уменьшения размера вреда на сумму произведенных фактических затрат не доказано.
Таким образом, общая сумма вреда, причиненного водному объекту, равна 3 006 520 руб., данный расчет апелляционным судом проверен и признан верным, ответчик контррасчета размера ущерба не представил.
При таких фактических и правовых обстоятельствах апелляционный суд сделал вывод о доказанности факта причинения Предприятием вреда водному объекту - реке Тверце вследствие сброса сточных вод ливневой канализации с превышением допустимых нормативов загрязняющих веществ в сумме 3 006 520 руб.
Однако пунктом 20 Постановления N 1 предусмотрено, что при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статья 110 АПК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23.12.2014 N 2777-О указал следующее.
"Возмещение судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК Российской Федерации осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесен судебный акт, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Арбитражное процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод арбитражного суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании частей 1 и 2 статьи 110 АПК Российской Федерации осуществляется также только той стороне, которая реально понесла такие расходы в связи с защитой своих нарушенных прав в арбитражном суде.
В свою очередь, вывод арбитражного суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом в арбитражный суд требования непосредственно связан с выводом арбитражного суда, содержащимся в резолютивной части его решения (часть 5 статьи 170 АПК Российской Федерации), о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение арбитражным судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Если иск удовлетворен частично, то это одновременно означает, что в части удовлетворенных требований арбитражный суд подтверждает правомерность заявленных требований, а в части требований, в удовлетворении которых отказано, арбитражный суд подтверждает правомерность позиции ответчика, отказавшегося во внесудебном порядке удовлетворить такие требования истца в заявленном объеме. Соответственно, в случае частичного удовлетворения иска и истец, и ответчик в целях восстановления нарушенных прав и свобод в связи с необходимостью участия в судебном разбирательстве вправе требовать присуждения понесенных ими судебных расходов, но только в части, пропорциональной соответственно или объему удовлетворенных арбитражным судом требований истца, или объему требований истца, в удовлетворении которых арбитражным судом было отказано.
Именно из этого исходит и часть 1 статьи 110 АПК Российской Федерации, устанавливающая, помимо прочего, что в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (абзац второй). Согласно положениям названного Кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101); к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106).
Соответственно, в системе норм арбитражного процессуального законодательства правила абзаца второго части 1 статьи 110 АПК Российской Федерации применяются ко всем видам судебных издержек, включая и расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей)".
С учетом изложенного, учитывая, что фактически требования Министерства к Предприятию удовлетворены частично в сумме 3 006 520 руб., а в удовлетворении иска в остальной части истцу отказано, судебная экспертиза апелляционным судом отклонена как надлежащее доказательство правомерности требований истца, в силу статьи 110 АПК РФ и Постановления N 1 у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отнесения на Министерство судебных издержек в сумме 50 910 руб., в связи с чем постановление от 21.07.2020 подлежит отмене.
Судебные расходы в названной сумме по судебной экспертизе следовало отнести на Предприятие как на проигравшую сторону.
Также на Предприятие относятся и судебные расходы по экспертизе в сумме 99 090 руб. (150 000 руб. - 50 910 руб.) как на проигравшую сторону на основании статьи 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 2 часть 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление (дополнительное) Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А66-7396/2018 отменить.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.