24 декабря 2020 г. |
Дело N А21-8180/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" Ведищевой А.А. (доверенность от 23.11.2020 N 20/71), от государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" Биндасова В.А. (доверенность от 25.12.2019 N 01),
рассмотрев 22.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по делу N А21-8180/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Калининградская генерирующая компания", адрес: 236006, Калининградская область, город Калининград, Правая Набережная, дом 10А, ОГРН 1083925011466, ИНН 3905601701 (далее - Компания, истец), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининградская область, город Калининград, улица Коперника, дом 2-4, помещение литер XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие, ответчик), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд истца.
Определением суда первой инстанции от 28.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) и Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Компания в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнила заявленные требования и просила урегулировать разногласия по договору N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд Компании в следующей редакции:
- изложить пункт 4 договора в следующей редакции: "Места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору, являющегося его неотъемлемой частью.
Объем твердых коммунальных отходов определяется согласно Приказов Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области от 25.04.2016 N 23-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для ОАО "Калининградская генерирующая компания" (Калининградский филиал "ТЭЦ- 1", РТС "Южная"), от 19.05.2016 N 29-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для ОАО "Калининградская генерирующая компания" (Гусевский филиал "Гусевская ТЭЦ-1").
- изложить Приложение N 1 к договору N 220102503 в следующей редакции:
I. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов
Наименование объекта
Адрес объекта
Наименование отхода
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов
м куб /месс
Место накопления
Периодичность вывоза
Калининградский филиал" ТЭЦ-1"
Калининградская обл., г. Калининград, набережная Правая, 10, а
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
7,20
Калининградский городской округ, город Калининград, набережная Правая, 10а
1 раз в неделю
Калининградский филиал" ТЭЦ-1"
Калининградская обл., г. Калининград, ул. Киевская 21
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
2,53
Калининградский городской округ, город Калининград, ул. Киевская, д. 21
1 раз в неделю
Гусевский филиал "Гусевская ТЭЦ"
Калининградская область Гусевский район, г Гусев, ул Красноармейская, д. 15
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
9,2
Калининградская область, Гусевский район, г. Гусев, Ул. Красноармейская, д15
1 раз в неделю
- изложить пункт 18 договора N 220102503 в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, с учетом периодичности вывоза, установленного в Приложении N 1 настоящего Договора."
- изложить пункт 33.1. договора N 220102503 в следующей редакции: "Редакция договора, утвержденная судом, применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2019".
Решением от 10.03.2020 суд первой инстанции урегулировал разногласия по договору N 220102503 в редакции, предложенной Компанией.
Постановлением от 15.09.2020 апелляционный суд изменил решение суда от 10.03.2020, урегулировал разногласия, изложив спорные условия договора N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд Компании в следующей редакции:
"4. Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору";
"Приложение N 1 к Договору N 220102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
I. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов
Наименование объекта
Адрес объекта
ФККО
Наименование отхода
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов м куб/мес
Место накопления
Периодичность вывоза
Калинин градский филиал ТЭЦ-1
Калининградская обл, г. Калининград, наб. Правая, д.10
7331000 1724
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
19,2000000
Калининградская обл, г. Калининград, наб. Правая, д.10
Согласно СанПиН 42- 128-4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88
Калинин градский филиал ТЭЦ-1
Калининградская обл, г. Калининград, ул. Киевская, д. 21
7331000 1724
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
5,733333
Калининградская обл, г. Калининград, ул. Киевская, д. 21
Согласно СанПиН 42-128-4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88
Гусевский филиал Гусевская ТЭЦ
Гусевский р-н, г.Гусев, ул.Красноармейская, д.15
7331000 1724
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
23, 333333
Гусевский р- н, г. Гусев, ул. Красноармейская, д.15
Согласно СанПиН 42-128-4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88
Калинин градский филиал ТЭЦ-1 ГРЭС-2
Калининградская обл., г. Светлый, ул. Кржижановского, д. 2
7331000 1724
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
0,400000
Калининградская обл., г. Светлый, ул. Кржижановского, д. 2
Согласно СанПиН 42- 128- 4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88
"18. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительствам Российской Федерации от 03 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, апелляционный суд, соглашаясь с редакцией договора, предложенной Предприятием, неправильно применил нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против её удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области.
Между Компанией (потребитель) и Предприятием (исполнитель) возникли разногласия при заключении договора N 2200102503 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд Компании (далее - договор).
Компания, не согласившись с условиями предложенного Предприятием проекта договора, направила последнему подписанный со своей стороны договор с протоколом разногласий от 08.04.2019.
По итогам рассмотрения указанного протокола разногласий Предприятие направило Компании протокол согласования разногласий, с которым последняя не согласилась.
Поскольку преддоговорный спор сторонами не урегулирован, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции согласился с предложенной Компанией редакцией спорных условий договора.
Апелляционный суд, придя к выводу о необходимости проведения сторонами расчетов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, установив периоды вывоза ТКО в соответствии с пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, согласился с редакцией спорных условий договора, предложенной Предприятием, и изменил решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ, согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В обоснование своих доводов по пункту 4 спорного договора в части порядка определения объема ТКО в соответствии с Приказом Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области от 25.04.2016 N 23-0 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" Компания, с которой согласился суд первой инстанции, сослалась на наличие утвержденных ей нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Однако в силу части 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Указанные нормативы, в частности, используются для исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в то время как в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами N 505.
Так, в силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218.
Принимая во внимание приведенные нормы, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что указанные нормативы подлежат применению в целях расчета сторон по договору.
Согласно положениям части 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами N 505.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5, пунктом 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет объема ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно абзацу семнадцатому статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
На основании указанной нормы постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519" утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка на месте накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области.
В соответствии с пунктом 6 Порядка уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенными в соответствии с пунктом 5 Порядка, допускается в случаях осуществления собственниками ТКО и уполномоченными ими лицами раздельного накопления ТКО в соответствии с главой 3 Порядка.
Таким образом, расчет по количеству и объему контейнеров, на чем настаивает Компания, возможен только в случае осуществления организацией раздельного сбора в соответствии с указанным Порядком.
Апелляционным судом установлено, что Компания не представила в материалы дела относимых и допустимых доказательств осуществления раздельного сбора ТКО.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу, поддерживая доводы Предприятия, указало, что по имеющейся у него информации Компания накапливает ТКО смешанным способом, что исключает возможность коммерческого учета ТКО по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Выводы апелляционного суда об отсутствии доказательств раздельного сбора ТКО Компания не опровергла.
Признавая ошибочными выводы суда первой инстанции в части урегулирования разногласий по приложению N 1 раздела I "Объем и место накопления твердых коммунальных отходов" к договору с указанием периодичности вывоза - 1 раз в неделю, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Единые требования к обеспечению надлежащего содержания городских территорий, содержания зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и являющиеся обязательными для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установлены Правилами благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденными Решением городского совета депутатов Калининграда от 20.05.2015 N 161 (далее - Правила).
Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа "Город Калининград" определяется в соответствии с генеральной схемой очистки территории городского округа "Город Калининград" и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (пункт 4.1 Правил).
ТКО из контейнеров и других емкостей должны быть вывезены в следующие сроки: в холодное время года (при температуре -5 и ниже) в течение трех суток, в теплое время года (при температуре выше +5) в течение суток (ежедневный вывоз) (пункт 4.3 Правил).
Аналогичные требования к периодичности вывоза ТКО установлены санитарно-эпидемиологическими правила и нормами СанПиН 2.1.73550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20 (пункт 2.12).
С учетом установленных обстоятельств дела, принимая во внимание приведенные нормы, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные условия договора подлежат урегулированию в редакции, предложенной региональным оператором.
Несогласие подателя жалобы с произведенной апелляционным судом оценкой фактических обстоятельств дела и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Выводы апелляционного суда соответствуют представленным в материалы доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по делу N А21-8180/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.