18 января 2021 г. |
Дело N А13-1848/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 13.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Апрель" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по делу N А13-1848/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Апрель", адрес: 160002, г. Вологда, Кирпичная ул., д. 26, оф. 1, ОГРН 1143525018306, ИНН 3525333693 (далее - Общество, ООО "Апрель"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 28.01.2020 N 16-11 об устранении лицензиатом выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Крюкова Людмила Ивановна, проживающая по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-н, д. Марфино.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.06.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Апрель", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что строительство многоквартирного дома осуществило общество с ограниченной ответственностью "СКК "Стройальянс", и именно оно как застройщик должно отвечать за качество возведенного объекта капитального строительства, в том числе в рамках гарантийных обязательств. Кроме того, ООО "Апрель" указывает на то, что канализационные сети не имеют отношения к Обществу, поскольку поставлены на баланс муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Вологдагорводоканал" и находятся в границах его ответственности. ООО "Апрель" считает, что в ходе проведенной проверки ГЖИ не было установлено наличие причинно-следственной связи между действиями Общества и наступившими негативными последствиями в спорном помещении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании приказа от 15.01.2020 N 16 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Апрель" по вопросу проверки фактов, изложенных в обращении собственника квартиры N 22 дома N 1 по Октябрьской ул. д. Марфино Вологодского р-на, Вологодской обл.
В ходе проверки установлено, что в названной квартире имеется увлажнение основания бетонного пола в помещениях коридора, кухни, санузла, детской комнаты, в результате чего на стенах (ограждающих конструкциях) в указанных жилых помещениях появились черные пятна; нарушены отделочный слой в виде керамической плитки на полу в санузле, а также штукатурный и покрасочный слои; нарушены обои на стенах; площадь пораженных участков располагается на расстоянии от 1 м до 2 м от пола практически по всей поверхности стен; на перегородке, разделяющей коридор и детскую комнату, имеется продольная трещина, что является нарушением подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 4.4.1, 4.10.2.1, 4.10.2.2, 4.1.3, 4.2.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 3, 12 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 28.01.2020 N 16-11 и выдано предписание от 28.01.2020 N 16-11, которым на Общество возложена обязанность в срок до 20.02.2020 устранить выявленные нарушения лицензионных требований, а именно: установить причину, вызывающую увлажнение ограждающей конструкции пола в жилом помещении, выполнить работы по предотвращению длительного воздействия влаги на конструкцию полов; определить характер трещины на перегородке со стороны коридора, установить контроль за расхождением трещины, в случае стабилизации трещины выполнить работы по ее заделке.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Апрель" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в данном случае у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Апрель" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлена обязанность лицензиата соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности, которые устанавливаются названным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицензионные требования к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами установлены в статье 193 ЖК РФ, а также в Положении N 1110.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 названного Кодекса (подпункт "а"); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса (подпункт "б").
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя действия, поименованные в пункте 11 Правил N 491.
В силу пункта 4.1.3 Правил N 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Пунктом 4.2.1.14 Правил N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Согласно пункту 4.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Организация по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должна регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1 Правил N 170).
Пунктом 4.10.2.2 Правил N 170 предусмотрено, что предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов.
В данном случае судами установлено, что Общество, являющееся организацией, в управлении которой находится спорный многоквартирный жилой дом, допустило нарушение вышеуказанных требований.
В частности актом проверки от 28.01.2020 N 16-11 подтверждается, что в обследуемой квартире, расположенной на первом этаже жилого дома, имеется увлажнение основания бетонного пола в помещениях коридора, кухни, санузла, детской комнаты, в результате чего на стенах (ограждающих конструкциях) в указанных жилых помещениях появились черные пятна; нарушены отделочные слои; площадь пораженных участков располагается на расстоянии от 1 м до 2 м от пола практически по всей поверхности стен; на перегородке, разделяющей коридор и детскую комнату, имеется продольная трещина.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции, оценив по правилам статей 65 и 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства и фактические обстоятельства настоящего дела, сочли правомерным возложение Инспекцией на Общество обязанности устранить нарушения требований жилищного законодательства Российской Федерации и констатировали законность оспариваемого ненормативного правового акта ГЖИ.
Доводы ООО "Апрель" относительно того, что выявленные недостатки конкретной квартиры не относятся к компетенции управляющей организации, были предметом рассмотрения судов и аргументировано ими отклонены со ссылкой на то, что установленные повреждения ограждающих конструкций жилого помещения непосредственно не связаны с виновными действиями собственника квартиры или его соседей. Как установлено судами, в отношении указанного жилого помещения имело место аварийная ситуация в результате подпора четырех колодцев, расположенных на Октярьской ул. в п. Марфино, вследствие чего произошло засорение канализационных сетей и выход сточных вод через санитарно-техническое оборудование квартиры. Поскольку система канализации от запорного устройства при входе в дом относится к общему имуществу дома, суды верно указали, что восстановление ее работоспособности относится непосредственно к обязанностям управляющей организации.
Кроме того, суды отметили, что обследованная квартира расположена на первом этаже жилого здания, основание полов является частью фундамента (цоколя) дома, которое относится к общему имуществу жилого дома, надлежащее его содержание, а также устранение повреждений и увлажнения является обязанностью управляющей организации в силу пунктов 4.1.3, 4.10.2.2 Правил N 170.
Более того, названным предписанием Инспекция не обязывала Общество произвести ремонт в спорной квартире, а предписала установить причину увлажнения ограждающих конструкций пола и выполнить работы по предотвращению длительного воздействия влаги на конструкцию полов.
Относительно наличия трещины на стене, разделяющей коридор и детскую комнату указанной квартиры, суды установили, что стена, возведенная в ходе строительства жилого дома, проходит через все три его этажа. Убедившись в отсутствии работ по реконструкции и перепланировке обследованной квартиры, суды признали данную перегородку относящейся к общему имуществу дома в силу подпунктов "в" и "г" пункта 2 Правил N 491, в связи с чем на основании пункта 4.2.1.14 Правил N 170 пришли к выводу о наличии у Общества обязанности по обеспечению систематического наблюдения за трещиной несущей стены и последующего ее ремонта.
Доказательства того, что строительные конструкции подвержены разрушению в результате виновных действий собственника указанного жилого помещения, равно как в результате действий застройщика при строительстве дома, Обществом в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно констатировали законность оспариваемого предписания Инспекции.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по делу N А13-1848/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Апрель" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Апрель", адрес: 160002, г. Вологда, Кирпичная ул., д. 26, оф. 1, ОГРН 1143525018306, ИНН 3525333693, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных по платежному поручению от 06.10.2020 N 104.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя действия, поименованные в пункте 11 Правил N 491.
...
Относительно наличия трещины на стене, разделяющей коридор и детскую комнату указанной квартиры, суды установили, что стена, возведенная в ходе строительства жилого дома, проходит через все три его этажа. Убедившись в отсутствии работ по реконструкции и перепланировке обследованной квартиры, суды признали данную перегородку относящейся к общему имуществу дома в силу подпунктов "в" и "г" пункта 2 Правил N 491, в связи с чем на основании пункта 4.2.1.14 Правил N 170 пришли к выводу о наличии у Общества обязанности по обеспечению систематического наблюдения за трещиной несущей стены и последующего ее ремонта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2021 г. N Ф07-14909/20 по делу N А13-1848/2020