27 января 2021 г. |
Дело N А05-13538/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Михайловской Е.А.,
рассмотрев 27.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Полет" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по делу N А05-13538/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И.Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Полет", адрес: 163062, г. Архангельск, ул. Воронина В.И., д. 45, кв. 197, ОГРН 1102901001940, ИНН 2901200739 (далее - Товарищество), о возложении на ответчика обязанности организовать место накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов (далее - ТБО) для эксплуатации многоквартирного д. 45 по ул. Воронина в г. Архангельске в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Индустрия" (далее - Общество), общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство по уборке города" (далее - Организация), общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (далее - Компания).
Решением суда первой инстанции от 23.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2020, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что на территории земельного участка в кадастровом квартале 29:22:070202, включенного в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: ул. Воронина, д. 45, при строительстве дома не было предусмотрено размещение объекта благоустройства: "Места для сбора и накопления твердых коммунальных отходов (контейнерная площадка)", что подтверждается актами обследования от 06.08.2019 и 10.09.2019.
Податель жалобы ссылается на то, что площадь земельного участка под многоквартирным домом не позволяет обустроить в его границах контейнерную площадку, поскольку это повлечет нарушение положений пункта 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований". СанПиН 2.1.7.3550-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, содержащего запрет на размещение контейнерных площадок до жилых зданий, детских садов на расстоянии менее 20 метров.
Податель жалобы отмечает, что законодательство не устанавливает обязанностей управляющей организации по отношению к имуществу, не входящему в состав переданного в ведение управляющей организации по договору управлению общего имущества МКД.
Податель жалобы указывает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обязанность по обустройству и содержанию мест накопления ТБО отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Податель жалобы указывает, что собственниками жилых помещений многоквартирных домов не проводилось общих собраний и не принималось соответствующих решений о выделении денежных средств и возложении на Товарищество обязанности осуществить работы по организации места (площадки) накопления ТБО.
По мнению подателя жалобы, с 01.01.2020 у жителей спорного дома действуют прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТБО с региональным оператором - Компанией.
По мнению подателя жалобы, именно Администрация обязана компенсировать собственникам отсутствие в составе переданного земельного участка необходимых для содержания МКД объектов благоустройства, в том числе места (площадки) накопления отходов, отвечающей требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19.
Податель жалобы считает, что вопреки требованиям части 1 статьи 174 АПК РФ суд не указал место совершения ответчиком действий по организации объекта благоустройства.
Администрация, Товарищество, Общество и Компания о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МКД по адресу: г. Архангельск, ул. Воронина, д. 45 находится в управлении Товарищества.
Поскольку в доме имеются помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "город Архангельск", между Товариществом и Администрацией (собственник) заключен договор на оказание услуг от 16.09.2011 (далее - Договор), по условиям которого Товарищество по заданию собственника обязуется в течение срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять коммунальные услуги и осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом, деятельность.
Во исполнение названных договорных условий между Товариществом (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство по уборке города" (исполнитель; правопреемник - Организация) 16.09.2011 заключены договоры на оказание услуг по планово-регулярному вывозу и захоронению ТБО.
Согласно выписке из протокола от 01.04.2018 N 4 общим собранием членов Товарищества принято решение о переносе с 01.06.2018 контейнерной площадки для вывоза мусора от д. 45 по ул. Воронина к контейнерной площадке, расположенной за д. 43 по ул. Воронина.
Администрация территориального округа Варавино-Фактория Администрации (далее - Администрация округа) письмом от 16.05.2018 уведомлена о переносе контейнерной площадки.
В ответном письме от 13.06.2018 N 36-16/56 Администрация округа пояснила, что общее собрание собственников не вправе принимать решение о переносе площадки для сбора отходов на территорию общего пользования. Для этого необходимо оформить земельный участок в пользование и получить согласование департамента градостроительства Администрации, Управления Роспотребнадзора Архангельской области, администрации территориального округа, поскольку площадка удалена от дома на расстояние более 120 м. Существующая площадка по адресу ул. Воронина, д. 43 является общим местом сбора ТБО для различных управляющих компаний, находится в управлении МУП "Спецавтохозяйство по уборке города", соответственно вопрос установки дополнительных контейнеров затрагивает интересы и иных хозяйствующих субъектов.
Письмом от 02.08.2019 Администрация округа пригласила руководителей управляющих организаций, в том числе Товарищества, Организации, Департамента городского хозяйства Администрации, Управления Роспотребнадзора Архангельской области 06.08.2019 к 11 час. 00 мин. на комиссию по определению места сбора и накопления ТБО для д. 41, 43, 45 по ул. Воронина г. Архангельска.
В акте обследования контейнерной площадки, расположенной у домов N 41 - 43 по ул. Воронина в г. Архангельске, зафиксировано, что по состоянию на 13.09.2019 отсутствуют места сбора ТБО, указано, что отходы выносятся на частично демонтированную контейнерную площадку у д. 41 по ул. Воронина. Товариществу, Обществу предписано принять решение об установке контейнерной площадки в срок до 30.09.2019.
В письме от 08.08.2019 N 36-19/1919 Администрация округа проинформировала управляющие организации, в числе которых Товарищество, о том, что на контейнерной площадке по адресу: ул. Воронина, д. 41 - 43, сменились пользователи, между управляющими организациями не достигнуто соглашение о графике ее содержания и уборки на 2019 год; с 01.07.2019 ее содержание и уборка не осуществляются. В связи с этим управляющим организациям предложено определить на отведенных для данных домов территориях место для организации и накопления ТБО, обеспечить установку необходимого количества мусоросборников на твердом водонепроницаемом основании, организовать рациональный сбор, быстрое удаление и утилизацию ТБО от обслуживаемых жилых домов. Этим же письмом Организации в срок до 08.09.2019 предписано демонтировать контейнерную площадку по адресу: ул. Воронина, д. 41 - 43.
Из акта осмотра от 10.09.2019 следует, что Организация на основании письма Администрации округа от 08.08.2019 N 36-19/1919 произвела демонтаж вышеназванной контейнерной площадки.
В комиссионном акте осмотра от 10.09.2019 указано, что места сбора отходов на земельных участках, отведенных для эксплуатации жилых домов N 43, 45 по ул. Воронина отсутствуют, контейнеры в количестве 5 штук установлены на территории общего пользования у дома N 43 по ул. Воронина. Управляющим организациям предложено рассмотреть вопрос об организации места сбора ТБО на земельных участках, отведенных для эксплуатации указанных многоквартирных домов, переставить (убрать) контейнеры для сбора отходов с территории общего пользования.
Ссылаясь на неисполнение законных требований, на неправомерное уклонение Товарищества от исполнения обязанности по обеспечению места сбора ТБО для д. 45 по ул. Воронина, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Постановлением Администрации от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 2.8 Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Согласно пункту 2.9 Порядка по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (приложение 5 к Порядку).
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на Товариществе, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.
Из материалов дела следует, что при содержании общего имущества спорного МКД Товариществом допущены нарушения, так как на придомовой территории не организовано место сбора бытовых отходов, что следует из актов осмотра от 06.08.2019, от 10.09.2019 и ответчиком не оспаривается.
Суды обоснованно отклонили довод подателя жалобы о том, что площадь земельного участка под спорным МКД не позволяет обустроить в его границах контейнерную площадку, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает Товарищество от обязанности по ее содержанию.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что контейнерная площадка у д. 41 - 43 по ул. Воронина в г. Архангельске включена в Перечень контейнерных площадок, размещенный на сайте https://www.arhcity.ru/ с целью определения мест вывоза ТБО региональным оператором - Компанией. Между тем, из представленных в материалы дела фотоматериалов следует, что по указанному адресу находятся только контейнеры.
Согласно пояснениям представителя Администрации, указанный перечень составлялся на основании информации, предоставленной Организацией в период, когда площадка принадлежала данной организации, с целью определения мест вывоза ТБО региональным оператором для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В настоящий момент сведения, содержащиеся в нем, неактуальны, площадка фактически демонтирована.
Вместе с тем, Товарищество, осуществляя функции управления в отношении спорного многоквартирного дома, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома.
В соответствии с пунктами 15 - 19 Правил N 1039 реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке.
В силу пункта 13 Правил N 1039 реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно акту от 20.12.2019 N 5, комиссия в составе представителей Администрации округа, Департамента городского хозяйства Администрации, Управления Роспотребнадзора Архангельской области и Организации приняла решение организовать место сбора и накопления ТБО для д. 45 по ул. Воронина в районе 6 подъезда данного дома. Однако, представитель Товарищества на составление данного акта не явился.
Из ответа Департамента городского хозяйства Администрации N 16-20/3932 на письмо Администрации от 27.05.2020 следует, что Товарищество не направляло заявку о включении места накопления ТБО в реестр мест (площадок) накопления ТБО на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Таким образом, поскольку обязанность по созданию и содержанию площадки накопления ТКО лежит на Товариществе, суды обоснованно удовлетворили иск.
Довод подателя жалобы о невозможности оборудования контейнерной площадки по причине отсутствия соответствующего решения собственников помещений в спорном МКД обоснованно отклонен судами, поскольку организация и содержание мест накопления ТБО является обязанностью управляющей организации в силу закона и ее исполнение не связано с принятием решения собственниками помещений.
Довод подателя жалобы о нарушении судами части 1 статьи 174 АПК РФ подлежит отклонению ввиду следующего.
В силу части 3 статьи 288 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Нарушение статьи 174 АПК РФ, допущенное, по мнению подателя жалобы судами, не привело или не могло привести к принятию неправильного решения, в связи с чем не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Возложенная на ответчика обязанность подлежит исполнению, в том числе в части определения места исполнения, в соответствии с требованиями закона и иных нормативных актов, регулирующих порядок размещения мест накопления ТБО.
Доводы, приведенные Товариществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
В связи с тем, что Товарищество не представило доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, и его жалоба оставлена без удовлетворения, с Товарищества следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по делу N А05-13538/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Полет" - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Полет", адрес: 163062, г. Архангельск, ул. Воронина, д. 45, кв. 197, ОГРН 1102901001940, ИНН 2901200739, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пояснениям представителя Администрации, указанный перечень составлялся на основании информации, предоставленной Организацией в период, когда площадка принадлежала данной организации, с целью определения мест вывоза ТБО региональным оператором для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В настоящий момент сведения, содержащиеся в нем, неактуальны, площадка фактически демонтирована.
Вместе с тем, Товарищество, осуществляя функции управления в отношении спорного многоквартирного дома, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома.
В соответствии с пунктами 15 - 19 Правил N 1039 реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке.
В силу пункта 13 Правил N 1039 реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2021 г. N Ф07-17305/20 по делу N А05-13538/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2035/2024
19.04.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2171/2024
27.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17305/20
20.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6219/20
23.06.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13538/19
20.05.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1840/20
04.12.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13538/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13538/19