11 февраля 2021 г. |
Дело N А56-118896/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участии от кооператива "Марина" по строительству и эксплуатации комплекса сооружений для хранения, обслуживания и эксплуатации маломерных плавсредств, а также помещений для отдыха и проживания владельцев Лебедева О.К. (доверенность от 10.12.2019 N 1),
рассмотрев 11.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу кооператива "Марина" по строительству и эксплуатации комплекса сооружений для хранения, обслуживания и эксплуатации маломерных плавсредств, а также помещений для отдыха и проживания владельцев на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А56-118896/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, улица Кавалергардская, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к кооперативу "Марина" по строительству и эксплуатации комплекса сооружений для хранения, обслуживания и эксплуатации маломерных плавсредств, а также помещений для отдыха и проживания владельцев, адрес: 198903, Санкт-Петербург, город Петергоф, Менделеевская улица, дом 1, ОГРН 1027808919104, ИНН 7819004561 (далее - Кооператив), о взыскании 2 819 404 руб. 39 коп. задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 311 327 руб. 31 коп. законной неустойки, начисленной с 25.08.2019 по 12.05.2020, с последующим ее начислением по дату фактического исполнения основного обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - предприятие "Росморпорт").
Решением от 09.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно применили при расчете платы за прием сточных вод и загрязняющих веществ коэффициент 2, учитывая статус Кооператива как некоммерческой организации. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно не приняли во внимание его доводы о том, что отбор произведен с нарушениями (об отборе проб не извещен субабонент - предприятие "Росморпорт", место отбора проб не соответствует условиям договора и т.д.). Кроме того, податель жалобы считает, что предъявленная ко взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие и Кооператив (абонент) заключили договор на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.04.2012 N 21-651072-О-ВО-В (далее - Договор), по условиям которого Предприятие обязалось осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - своевременно оплачивать оказанные услуги.
Объектом водоотведения согласно приложению N 1 к Договору является территория ЛК "Марина" (Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Менделеевская, д. 1, лит. А).
В пункте 3.1.1 Договора согласована обязанность абонента соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами, а в пункте 3.1.2 Договора - осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов), за соблюдением лимитов водоотведения, нормативов водоотведения.
В силу пункта 4.1 Договора абонент обязан своевременно оплатить Предприятию сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества. При наличии у абонента субабонентов расчеты между ними осуществляются самостоятельно на основании заключенного между ними договора (пункт 4.8 Договора).
Согласно пункту 13 приложения N 1 к Договору в канализационные сети Кооператива осуществляет водоотведение субабонент - предприятие "Росморпорт".
К Договору стороны согласовали акт разграничения ответственности сторон по сетям канализации (приложение N 2 к Договору) и структурную схему канализации (том дела 1, листы 23, 24).
Предприятие 13.06.2019 в присутствии председателя Кооператива произвело отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения, из контрольного канализационного колодца б/н1, о чем составлен акт от 13.06.2019 N 356099-110619-01 (том дела 1, лист 28).
Отобранные пробы сточных вод переданы Предприятием для исследования в федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге" (далее - Центр).
На основании указанного акта отбора проб сточных вод, протоколов определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента от 20.06.2019 N 78-02-91367, от 24.06.2019 N 78-06-91367, от 26.06.2019 N 78-0091367, расшифровки расчета удельной величины платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, Предприятие начислило Кооперативу плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.06.2019 по 30.06.2019 и выставило к оплате счет-фактуру от 14.08.2019 N 5765740141 на общую сумму 2 819 404 руб. 39 коп. (том дела 1, листы 31-33, 37-38, 40-41).
Поскольку Кооператив не оплатил названный счет-фактуру, претензию от 19.09.2019 N 365-11-1971 с требованием об уплате долга оставил без исполнения, Предприятие начислило законную неустойку и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суды первой и апелляционной инстанций, признав исковые требования обоснованными по праву и размеру, удовлетворили их.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) (в редакциях, действовавших в спорный период).
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил N 644, следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктами 27 - 29 Правил N 525 определено, что по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3-х рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Согласно материалам дела сторонами был произведен совместный отбор проб сточных вод. Правом на отбор параллельной пробы Кооператив не воспользовался.
Возражения ответчика со ссылкой на то, что отбор произведен с нарушениями (без извещения субабонента, нарушена процедура отбора проб сточных вод, место отбора проб не соответствует условиям договора), надлежаще оценены судами и правомерно признаны противоречащими материалам дела, в частности содержанию протокола отбора проб и протоколов определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента, и согласованным в добровольном порядке Кооперативом условиям Договора (пункты 3.1.2, 4.8 Договора, приложения N 1 и 2 к нему).
Акт отбора проб сточных вод от 13.06.2019 составлен в присутствии представителя абонента на выпуске N 1 в контрольном канализационном колодце в соответствии с актом разграничения ответственности сторон по сетям канализации (приложение N 2 к Договору). Названный акт подписан уполномоченным представителем абонента (председателем Кооператива) без замечаний, в том числе относительно метода отбора проб. Какие-либо замечания к форме либо реквизитам акта, месту отбора проб, процедуре отбора проб во время отбора проб со стороны ответчика отсутствовали.
В рассматриваемом случае правом параллельного отбора проб сточных вод с целью самостоятельного их анализа, возможность которого допускается пунктом 29 Правил N 525, ответчик не воспользовался. Доказательства того, что Центр не соответствует критериям, указанным в пункте 29 Правил N 525, ответчик не представил.
Доводы ответчика о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, без надлежащего опровержения результатов анализа не могут признаваться обоснованными.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств суды сделали правильный вывод о том, что Предприятием не было допущено нарушений требований действующих нормативных правовых актов при отборе и анализе проб.
Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 123(2) Правил N 644, в случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Указанный пункт введен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" и вступил в силу с 01.04.2017.
В пункте 124 Правил N 644 (в редакции указанного постановления) предусмотрено, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
При этом в пункте 124 Правил N 644 установлено, что его положения не распространяются на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Поскольку при рассмотрении спора ответчик не доказал факт осуществления указанной деятельности, а в уставе предмет его деятельности указан как строительство комплекса коллективной стоянки для маломерных плавсредств членов Кооператива и помещений для отдыха и проживания их владельцев (пункт 2.1 устава), и иные основные цели (пункт 2.2 устава), учитывая, что Кооператив имеет самостоятельный выпуск в централизованную систему водоотведения, объем водоотведения которого составляет более 30 куб. м в сутки, суды обоснованно установили наличие у Кооператива обязанности подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Вопреки утверждению подателя жалобы, при рассмотрении требования истца о взыскании неустойки суды также не установили оснований для снижения ее размера в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Ответчик не представил доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Как разъяснено в пункте 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ (пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Неправильного применения судами статьи 333 ГК РФ кассационной инстанцией не выявлено.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А56-118896/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу кооператива "Марина" по строительству и эксплуатации комплекса сооружений для хранения, обслуживания и эксплуатации маломерных плавсредств, а также помещений для отдыха и проживания владельцев - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 124 Правил N 644 (в редакции указанного постановления) предусмотрено, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
При этом в пункте 124 Правил N 644 установлено, что его положения не распространяются на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
...
Вопреки утверждению подателя жалобы, при рассмотрении требования истца о взыскании неустойки суды также не установили оснований для снижения ее размера в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Ответчик не представил доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
...
Неправильного применения судами статьи 333 ГК РФ кассационной инстанцией не выявлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2021 г. N Ф07-16693/20 по делу N А56-118896/2019