15 февраля 2021 г. |
Дело N А13-1034/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 15.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020 по делу N А13-1034/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области, адрес: 160017, г. Вологда, Тепличный микрорайон, д. 8а, ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Череповецкая детская городская поликлиника N 3", адрес: 162616, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Космонавта Беляева, д. 20, ОГРН 1193525009809, ИНН 3528300897 (далее - Учреждение), о взыскании 298 857 руб. 50 коп., использованных не по целевому назначению, 29 885 руб. коп. штрафа, 34 278 руб. 96 коп. пеней, а также пеней, подлежащих начислению на сумму задолженности с 17.07.2020 в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, по день фактического исполнения денежного обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519 (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020, исковые требования удовлетворены частично: с Учреждения в пользу Фонда взыскано 327 501 руб. 82 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты изменить, удовлетворив требования Фонда в полном объеме.
Податель жалобы настаивает на необоснованности выводов судов в части взыскания пени по ставке рефинансирования в размере 6, 25%, действовавшей на момент предъявления иска в суд. Фонд полагает правомерным начисление Учреждению пени в размере 34 278 руб. 96 коп., исходя из ставки 7,75%, действовавшей на день предъявления требования в акте проверки.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Фондом на основании приказа от 12.03.2019 N 01-05/169 "О проведении внеплановой комплексной проверки БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 4" и в связи с реорганизацией в форме слияния медицинских организаций БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 2" и БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 4" в создаваемое БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 3" была проведена внеплановая тематическая проверка БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 4" по теме: использование средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за 2018 год, за январь - март 2019 года.
По результатам указанной проверки Фондом составлен акт от 29.03.2019, которым установлено, что в нарушение пунктов 6, 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), разделов IV, V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2018 год, утвержденной постановлением Правительства области от 29.12.2017 N 1201, средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 298 857 руб. 50 коп. использованы не по целевому назначению, а именно: в размере 140 197 руб. 50 коп. на приобретение диаскинтеста (аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении), в размере 148 660 руб. на оплату услуг по хранению медицинских иммунобиологических препаратов, в размере 10 000 руб. на выполнение кадастровых работ (изготовление технического плана для регистрации договора аренды части здания).
В связи с этим в пункте 1 акта от 29.03.2019 Фонд потребовал на основании пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ возвратить средства в сумме 298 857 руб. 50 коп. и уплатить штраф в размере 29 885 руб. 75 коп. в бюджет Фонда в течение 10 рабочих дней после подписания акта, указав при этом, что за нарушение сроков возврата средств предусмотрены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Поскольку в добровольном порядке Учреждение данное требование не исполнило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования Фонда законными и обоснованными частично.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Не целевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ).
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ предусматривает, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ, согласно которой, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Базовая программа ОМС - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (части 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В рассматриваемом случае судебными инстанциями признаны не целевыми расходами средств ОМС расходы на приобретение диаскинтеста, расходы на оплату услуг по хранению иммунобиологических препаратов и расходы в размере 10 000 руб. на оплату услуг по изготовлению технического плана по договору подряда от 26.07.2018 N 104/01-32, заключенному с бюджетным учреждением в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области "Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации" филиал г. Череповец.
В кассационной жалобе выводы судов по данному вопросу не оспариваются.
На основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, согласно которой за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Фонд начислил Учреждению пени за период с 30.04.2019 по 16.07.2020 в сумме 34 278 руб. 96 коп. и штраф в сумме 29 885 руб. 75 коп.
Признав расчет штрафа правильным, суды произвели перерасчет пеней с учетом ставки ЦБ РФ в размере 6,25% годовых, действующей на дату предъявления иска в суд.
Кассационная инстанция считает указанный вывод судов правомерным на основании следующего.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что акт проверки от 29.03.2019 и требование о возврате в бюджет Фонда средств, используемых не по целевому назначению, были вручены Учреждению 15.04.2019.
Из судебных актов также следует, что указанные документы содержали информацию о том, что в случае неисполнения требования в установленный срок будут начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкции, от суммы нецелевого использования средств.
Судами установлено, что акт Фонда от 29.03.2019 и претензия от 08.07.2019 N 04-38/55 не содержат конкретного требования об уплате пеней, размер пеней, подлежащих уплате, а указана лишь информация о том, что пени подлежат начислению.
Таким образом, признать, что Фондом в данном случае до предъявления требования в суд были предъявлены к уплате санкции (сумма, период, расчет), оснований не имеется.
Указав, что требование об уплате пеней содержит только исковое заявление, суды пришли к правомерному выводу о том, что ставка рефинансирования, подлежащая применению при расчете пени должна применяться на дату предъявления иска в суд (24.01.2020) 6,25%.
Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы Фонда повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020 по делу N А13-1034/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, согласно которой за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Фонд начислил Учреждению пени за период с 30.04.2019 по 16.07.2020 в сумме 34 278 руб. 96 коп. и штраф в сумме 29 885 руб. 75 коп.
...
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2021 г. N Ф07-17363/20 по делу N А13-1034/2020