18 февраля 2021 г. |
Дело N А52-110/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 17.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Псковской области от 04.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А52-110/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, г. Псков, Кузнецкая ул., д. 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; (далее - УФАС, Управление) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 30.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019, о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вв идее 600 000 руб. штрафа и отмене представления от 30.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 04.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2020, оспариваемое постановление признано незаконным в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен судом с 600 00 руб. до 300 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, судами дано неверное толкование пунктов 34, 34 (3), 40(4)-40(10) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения, Правила). Со ссылкой на положения части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) указывает на то, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства носит однократный характер, а поскольку дом Смирновой Н.В. располагается на территории садового некоммерческого товарищества "Дорожник-1" (далее - СНТ "Дорожник-1", Товарищество) и уже имеет действующее технологическое присоединение к электрическим сетям Товарищества (опосредованное присоединение) и фактическое электроснабжение, то увеличение мощности могло быть осуществлено только в данной точке присоединения и только путем перераспределения мощности самим СНТ "Дорожник-1"; в дальнейшем Товарищество при необходимости вправе обратиться в сетевую организацию за увеличением своей собственной мощности. По мнению Общества именно означенный алгоритм действий является правильным.
Представители Общества и УФАС, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, СНТ "Дорожник-1" обратилось в ПАО "МРСК Северо-Запада" с заявкой от 31.10.2019 N 76-03067/19 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указав следующие сведения: щит учета энергоснабжения жилого дома для энергоснабжения участка N 2 Смирновой Н.В., расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, деревня Кузнецово, участок N 2 СНТ "Дорожник-1".
Запрашиваемая максимальная мощность составляла 10,5 кВт при напряжении 0,4 кВт, максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств составляла 4,5 кВт при напряжении 0,23 кВт. Суммарная максимальная мощность - 15 кВт. Причиной обращения (пункт 10 заявки) указано - увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
По итогам рассмотрения заявки Общество направило СНТ "Дорожник-1" письмо от 05.11.2019 N МР2/7-5/1910-4/2657, с фактическим отказом в осуществлении технологического присоединения жилого дома Смирновой Н.В., поскольку объект ранее подключен к сетям Товарищества, а технологическое присоединение носит однократный характер.
На действия Общества в части отказа в осуществлении технологического присоединении, а именно в увеличении мощности ранее присоединенного устройства, 15.11.2019 в УФАС поступило заявление Смирновой Н.В.
Управлением вынесено определение от 13.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Обществом пунктов 2 (2), 3, 6, 15 Правил технологического присоединения.
По данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол от 25.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 об административном правонарушении. Поскольку ранее Общество уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за аналогичное правонарушение (постановление от 05.07.2019 N 060/04/9.21-44/2019) действия Общества квалифицированы антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 30.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 600 000 руб. штрафа.
Одновременно Управлением выдано Обществу представление от 30.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с означенными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом состава вмененного Обществу административного правонарушения, как следствие, законности оспариваемого представления. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суды сочли возможным применение в данном случае положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижение назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом N 35-ФЗ.
Статьей 3 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
ПАО "МРСК Северо-Запада" является субъектом естественной монополии и на него распространяются положения об административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Как установлено судами, на момент обращения Товарищества в сетевую организацию с заявкой, Смирнова Н.В. являлась членом данного товарищества; жилой дом, принадлежащий Смирновой Н.В., расположен на территории СНТ "Дорожник-1" и имеет действующее подключение к его электрическим сетям.
СНТ "Дорожник-1", в свою очередь, имеет технологическое подключение к объекту сетевого хозяйства Общества, разграничение балансовой принадлежности проходит по опоре 149 ВЛ-10 кВ л.136-01 (акт об осуществлении технологического присоединения от 02.06.2011 N 1509); максимальная мощность, закрепленная за Товариществом - 70 кВт.
Следовательно, технологическое присоединение объекта Смирновой Н.В. осуществлено в составе энергопринимающих устройств СНТ "Дорожник-1" от электрических сетей Общества и в отношении энергопринимающих устройств Смирновой Н.В. возможно только увеличение мощности по существующей схеме электроснабжения.
Поскольку Товарищество действует в интересах всех членов некоммерческого объединения, то при обращении Смирновой Н.В. с просьбой осуществить увеличение мощности энергопринимающих устройств, оно правомерно обратилось 31.10.2019 в сетевую организацию с заявлением на технологическое присоединение жилого дома.
В силу пункта 2 (2) Правил N 861, их действие распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется.
Согласно пункту 8 (5) Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Положения пункта 8 (5) Правил N 861 согласуются с положениями статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом изложенных норм, рассмотрение заявки об увеличении максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств в таком случае регулируется разделом 2 Правил N 861, то есть по правилам, установленным к подаче заявки на технологическое присоединение.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил установлены требования к содержанию заявки, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
К указанному типу относится рассматриваемая в настоящем деле заявка от 30.10.2019.
Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (пункт 8 Правил N 861).
Формами заявок юридического лица (приложение N 4) и физического лица (приложение N 6) предусмотрен пункт "причины обращения", а именно "в связи с увеличением мощности", а также в заявке обязательно указываются максимальная мощность присоединяемых устройств и максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке устройств.
В силу абзаца тринадцатого пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В данном случае Общество запрос в Товарищество не направляло, его мнение на предмет желания увеличить мощность энергопринимающих устройств в точке непосредственного присоединения к энергоустройствам не уточняло.
Материалами дела подтверждается и не отрицается Обществом, что письмом от 05.11.2019 фактически отказало Товариществу в осуществлении технологического присоединения в части запрашиваемого увеличения мощности, в качестве причины, указав на возможность однократного технологического присоединения.
Таким образом, Обществом в нарушение подпунктов 2 (2), 3, 6, 15, абзаца тринадцатого пункта 15 Правил N 861 не осуществлено технологическое присоединение с учетом увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Следовательно, в действиях Общества имеется событие правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводу Общества о том, что увеличить мощность на участке Смирновой Н.В. должно было само Товарищество путем перераспределения мощности между иными членами садоводства, (то есть в соответствии с разделом 4 Правил N 861), суды обоснованно признали несостоятельным.
На основании пункта 1 Правил N 861 настоящие Правила определяют в том числе порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 34 Правил лица, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в пределах действия соответствующего центра питания (с учетом положений пункта 34(3) настоящих Правил.
Однако в силу пункта 34(3) Правил не допускается снижение объема максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, следующими лицами:
- юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществившие технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (подпункт а);
- физические лица в отношении энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (подпункт в).
В рассматриваемом случае как следует из акта технологического присоединения от 02.06.2011 N 1509 максимальная мощность, закрепленная за Товариществом составляет 70 кВт, тогда как общее количество участков - 42, т.е. в среднем 1,66 кВт на один участок.
Таким образом, в силу положений пункта 34 и 34 (3) Правил N 861, снижение объема максимальной мощности с устройств одних потребителей - граждан с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности от объема максимальной мощности в пользу иных граждан недопустимо.
Кроме того, из приведенных норм права, следует, что перераспределение мощности допускается только между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Перераспределение мощности между СНТ и физическим лицом-членом СНТ, порядок, установленный разделом 4 Правил не предусматривает (при том, что в самой форме соглашения в качестве его сторон также поименованы только юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Довод Общества об однократном характере подключения также признан судами неправомерным, поскольку на основании пункта 2(2) Правил технологическое присоединение к электрическим сетям включает случаи присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых изменяется.
Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
При установлении и оценке вины суды удостоверились в том, что именно Общество не исполнило возложенные на него Правилами о технологическом присоединении обязанности. Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; нарушение Обществом пунктов 2 (2), 3, 6, 15 Правил связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер к технологическому присоединению объекта заявителя.
Квалификация Управлением и судами совершенного ПОАО "МРСК Северо-Запада" административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.
Оценив все обстоятельства в совокупности, суды констатировали отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку никаких исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено.
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Рассматривая требование заявителя о признании незаконным представления от 30.12.2019, суды с учетом положений статьи 29.13 КоАП РФ, пункта 20.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установили обоснованность вынесенного представления, поскольку содержащиеся в нем требования полностью соотносятся с характером выявленного правонарушения.
Суд кассационной инстанции отмечает, что доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иная оценка подателем жалобы своей вины не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 04.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А52-110/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2021 г. N Ф07-17391/20 по делу N А52-110/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17391/20
18.02.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7267/20
29.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7267/20
04.08.2020 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-110/20