09 марта 2021 г. |
Дело N А26-9028/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Елагиной О.К., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" Тойвола Е.А. (доверенность от 18.03.2020),
рассмотрев 02.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А26-9028/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Автоспецтранс", адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской Флотилии, д. 26, оф. 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о взыскании 1 858 877 руб. 60 коп. в возмещение убытков в виде расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства, адрес: 115184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840 (далее - Агентство), и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183038, г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 17.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.09.2019, с Министерства в пользу Общества взыскано 1 326 000 руб. в возмещение убытков и 22 534 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины, в остальной части иска и в иске к Российской Федерации в лице Агентства и Управлению отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2019 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Уточнив в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 АПК РФ требования, Общество просило взыскать с Министерства, Агентства и Управления 1 326 000 руб. в возмещение убытков в виде расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, адрес: 123995, Москва, Б. Грузинская ул., д. 4/6, 1, ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289.
Решением суда первой инстанции от 27.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.12.2020, с Российской Федерации в лице Управления за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 1 326 000 руб. в возмещение убытков в виде расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО и 26 260 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины; в удовлетворении иска к Министерству и Агентству отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
По мнению подателя кассационной жалобы, Управление не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 468 Положение об Управлении не наделяет его полномочиями в области лесных отношений; обязанность по организации устранения несанкционированных свалок как объектов накопленного вреда окружающей среде лежит на Минприроды России, поскольку свалка расположена на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу Общество, Министерство, Агентство и Минприроды России просят отказать в ее удовлетворении, оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление, Министерство, Агентство и Минприроды России надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, сотрудниками государственного казенного учреждения Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество" 23.04.2018 на территории Медвежьегорского района (Медвежьегорское лесничество, квартал 154 Сергиевского участкового лесничества, выдел 4, 1500 м от п. Сергиево по дороге в сторону г. Медвежьегорска) выявлено место несанкционированного размещения ТКО площадью 1,6 га.
Согласно сведениям о характеристике объекта недвижимости, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем указанного земельного участка из категории земель лесного фонда является Российская Федерация.
В соответствии с требованиями подпунктов "а" и "б" пункта 16 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), Общество 18.05.2018 и 13.07.2018 направило в адрес Министерства и Управления соответственно уведомления о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО и проект договора на оказание услуг по ликвидации такого места.
Поскольку Министерство в течение 30 дней со дня получения уведомления указанный договор не подписало, Общество 27.07.2018 заключило договор подряда с ООО "Колибри", которое ликвидировало место несанкционированного размещения ТКО.
В направленной Министерству 24.08.2018 претензии Общество потребовало возместить расходы на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО.
Неисполнение Министерством указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для предъявления иска в арбитражный суд.
В процессе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчиков привлечены Агентство и Управление, в качестве третьего лица - Минприроды России.
При новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о необходимости возмещения убытков за счет Российской Федерации в лице Управления, в иске к Министерству и Агентству отказали.
Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с учетом следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям Республики Карелия отнесено установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Согласно Правилам данную функцию осуществляет региональный оператор, в настоящем деле - Общество.
Согласно пункту 7 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 16 Правил предусматривает обязанность регионального оператора информировать собственников земельных участков об обнаруженных несанкционированных свалках и направлять им проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
В течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора собственник земельного участка обязан либо самостоятельно ликвидировать несанкционированную свалку, либо заключить договор на оказание соответствующих услуг с региональным оператором. В противном случае региональный оператор ликвидирует несанкционированную свалку без договора с собственником земельного участка и получает право на взыскание понесенных расходов через суд (пункт 17 Правил).
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Нахождение спорного участка в федеральной собственности установлено судом и подтверждено материалами дела.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 13 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по их защите, в том числе от загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Таким образом, собственник обязан поддерживать свой земельный участок в надлежащем состоянии. Закон N 89-ФЗ не обязывает собственника земельного участка заключать договор об оказании услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Согласно статье 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статья 24.7 Закона N 89-ФЗ регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками. Такой договор является для регионального оператора публичным, региональный оператор не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места образования и накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Как следует из решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 23.10.2019 N АКПИ19-623, при несанкционированном размещении ТКО собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность, предусмотренная пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, у них не возникает.
Требования к территориальной схеме обращения с отходами установлены статьей 13.3 Закона N 89-ФЗ, которые включают в себя, в том числе данные о нахождении источников образования и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также схему движения потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая является обязательной для операторов по обращению с ТКО (пункт 10 статьи 24.6) и не определяет механизма ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал отношения собственника земельного участка по обеспечению ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, не имеется.
Исходя из названных положений закона, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в решении N АКПИ19-623 изложила правовую позицию, согласно которой в отношении несанкционированно складированных отходов у собственника земельного участка не возникает обязанности заключения соглашения на их вывоз в места накопления с региональным оператором. Деятельность по обращению с отходами в понимании, определенном в Законе N 89-ФЗ, не осуществляется собственником земельного участка при ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, поэтому требование пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ на собственника земельного участка не распространяется.
В силу пункта 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема должна включать в себя в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока ТКО от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизма сбора ТКО от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки ТКО, не определенные в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом ТКО из мест их несанкционированного размещения.
Положения статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ не определяют механизма сбора ТКО с места их несанкционированного размещения, поскольку оно не является местом накопления отходов в понимании, данном Законом N 89-ФЗ. При этом место несанкционированного размещения ТКО не указывается в территориальной схеме в качестве места накопления отходов, в соответствии с которой обязан осуществлять свою деятельность региональный оператор.
Согласно статье 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Общие положения об охране лесов от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия содержатся в статьях 51 и 60.12 ЛК РФ.
С учетом положений Лесного кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона N 89-ФЗ, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (действовавший в этот период), устанавливающих порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2015 N 336-П, несанкционированная свалка, выявленная на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, не переданном по договору аренды, подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.
В силу части 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 этой статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления устраняется в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также пунктами 1 и 2 статьи 72 БК РФ установлено, что государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Оказывая услуги без муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, Общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Следовательно, исходя из пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные для государственных и муниципальных нужд услуги в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона N 44-ФЗ (Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 25.11.2015).
Проанализировав в совокупности фактические обстоятельства дела, суд кассационной инстанции считает, что у судов двух инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2021 удовлетворено ходатайство Управления о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2020 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А26-9028/2018 до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. Поскольку производство по кассационной жалобе завершено, суд на основании статьи 283 АПК РФ отменяет приостановление исполнения указанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А26-9028/2018 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2020 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2021, отменить.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.