17 марта 2021 г. |
Дело N А13-20464/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
рассмотрев 16.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации сельского поселения Пятовское Тотемского района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А13-20464/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплострой", адрес: 161308, Вологодская область, Тотемский район, поселок Текстильщики, улица Текстильщиков, дом 17, ОГРН 1133535000532, ИНН 3518009858 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области, с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации сельского поселения Пятовское Тотемского района Вологодской области, адрес: 161300, Вологодская область, Тотемский район, деревня Пятовская, улица Центральная, дом 4, ОГРН 1053500510359, ИНН 3518005726 (далее - Администрация) и к Администрации Тотемского муниципального района, адрес: 161300, Вологодская область, Тотемский район, город Тотьма, улица Володарского, дом 4, ОГРН 1023501493707, ИНН 3518001217 (далее - Администрация района), о взыскании 21 719 руб. 46 коп. задолженности за тепловую энергию за период с марта 2017 года по декабрь 2018 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений Администрации Тотемского муниципального района, адрес: 161300, Вологодская область, Тотемский район, город Тотьма, улица Володарского, дом 4, ОГРН 1033500705193, ИНН 3518001859 (далее - Комитет).
Определением суда первой инстанции от 11.02.2020 Комитет привлечён к участию в деле в качестве ответчика.
Решением суда первой инстанции от 18.08.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2020, иск удовлетворен за счет Администрации, в удовлетворении иска к Администрации района и к Комитету отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение ими норм процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, отказать в иске. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1). Спорная квартира не передавалась в собственность сельского поселения и не перешла к нему в силу закона.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в спорный период осуществляло поставку тепловой энергии для нужд отопления в жилое помещение, расположенное по адресу: Вологодская область, Тотемский район, посёлок Текстильщики, улица Текстильщиков, дом 12, квартира 1.
Договор теплоснабжения указанного жилого помещения не заключен.
Поскольку оплата потребленного энергоресурса не была произведена, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 210, 255, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), установили, что собственником спорной квартиры является сельское поселение и удовлетворили иск о взыскании 21 719 руб. 46 коп. задолженности с Администрации.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Учитывая разъяснения, приведенные в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя энергоресурса от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
Факт поставки тепловой энергии в спорное помещение установлен судами и Администрацией не опровергнут.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, при этом указанная обязанность собственника помещения возникает у него с момента возникновения права собственности на помещение.
В силу части 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти, органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 Постановление N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу названного приложения жилищный фонд, расположенный на территории муниципального образования, относится к муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) сельское поселение является одной из форм муниципального образования.
Частью 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 125 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что спорная квартира принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества по заявлению сельского поселения Пятовское Тотемского муниципального района Вологодской области от 05.12.2019 N 35/000/777/2019-32888.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бездействие Администрации по включению спорной квартиры в состав муниципальной собственности не освобождает её от несения бремени расходов по содержанию имущества.
Возражений по размеру взыскиваемой задолженности в кассационной жалобе не приведено.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды правомерно удовлетворили иск.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуюсь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А13-20464/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации сельского поселения Пятовское Тотемского района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 125 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
...
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2021 г. N Ф07-16610/20 по делу N А13-20464/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16610/20
23.11.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8285/20
18.08.2020 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-20464/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-20464/19