31 марта 2021 г. |
Дело N А13-4193/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 31.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Администрации Вытегорского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А13-4193/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вытегорское ПАТП", адрес: 162900, Вологодская обл., г. Вытегра, Ленинградский тракт, д. 30, ОГРН 1103533000559, ИНН 3508008421 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования - Вытегорский муниципальный район Вологодской области в лице Финансового управления администрации Вытегорского муниципального района, адрес: 162900, Вологодская обл., г. Вытегра, пр. Ленина, д. 68, ОГРН 1023502092019, ИНН 3508001144 (далее - Управление), 125 198 руб. убытков, в связи с предоставлением в 2017 году отдельным категориям граждан льгот по оплате стоимости месячных именных проездных билетов в соответствии с решением представительного Собрания Вытегорского муниципального района от 25.11.2014 N 143 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом" (далее - Решение N 143).
Решением суда первой инстанции от 25.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2020, исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 25.08.2020 и постановление от 26.11.2020 и принять новый судебный акт, которым полностью отказать истцу в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки по своему усмотрению своим решением тем категориям граждан, которым считают нужным. В данном случае Управление полагает, что реализуя указанно право, представительное Собрание Вытегорского муниципального района Решением N 143 установило стоимость месячных именных проездных билетов для проезда к месту учебы и обратно для лиц, определенных в абзаце 7 пункта 1 указанного Решения, к которым не относятся студенты Бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области "Вытегорский политехнический техникум" (далее - Техникум).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Решением N 143 представительное собрание Вытегорского муниципального района установило тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в границах Вытегорского муниципального района.
Абзацем 6 пункта 1 Решения N 143 предусмотрено, что стоимость месячных проездных билетов на предъявителя для проезда на внутриобластном (пригородном и междугородном) сообщении в границах Вытегорского муниципального района составляет 118 руб. за каждый километр пути.
Абзацами 7, 9 и 10 пункта 1 Решения N 143 установлены льготы по оплате месячных проездных билетов на предъявителя.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения N 143 стоимость месячных именных проездных билетов для проезда на внутриобластном (пригородном и междугородном) сообщении в границах Вытегорского муниципального района к месту учебы и обратно для студентов и учащихся общеобразовательных, специальных школ-интернатов, профессионально-технических и технических училищ, а также техникумов-интернатов системы социального обеспечения установлена в размере 472 руб. - до остановки "Анхимово", в размере 531 руб. - до остановки "Белоусово", в размере 708 руб. - до остановки "Озерки", в размере 1 239 руб. - до остановок "Ялосарь" и "Пристань", в размере 1 298 руб. - до остановки "Даниловская".
В абзаце 9 пункта 1 Решения N 143 утверждена стоимость месячных именных проездных билетов для проезда по маршруту Вытегра - Депо в размере 1 387 руб. до остановки "Девятины", в размере 1 416 руб. - до остановки "Фабрика", в размере 1 475 руб. - до остановки "Аэропорт", в размере 1 593 руб. - до остановки "Белый ручей", в размере 1 652 руб. - до остановки "Депо".
В абзаце 10 пункта 1 Решения N 143 определена стоимость месячных именных проездных билетов для проезда по маршруту Вытегра - Депо для держателей дисконтной карты "Забота", полученной в рамках проекта "Дисконтная карта" Забота", реализуемого на территории Вытегорского муниципального района, в размере 413 руб. - до остановки "Дачи", в размере 649 руб. - до остановки "Никольская гора", в размере 472 руб. - до остановки "Анхитмово", в размере 531 руб. - до остановки "Белоусово", в размере 708 руб. - до остановки "Озерки", в размере 885 руб. - до остановки "3 шлюз", в размере 944 руб. - до остановки "4 шлюз", в размере 1 121 руб. - до остановки "5 шлюз", в размере 1 239 руб. - до остановок "Ялосарь" и "Пристань", в размере 1 298 руб. - до остановки "Даниловская".
Пунктом 2 Решения N 143 предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршруту Вытегра - Депо, являются получателями из районного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов при продаже месячных именных проездных билетов, стоимость которых установлена абзацами 9 и 10 пункта 1 указанного Решения.
Из материалов дела судами установлено, на основании Порядка предоставления из районного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршруту Вытегра - Депо, на возмещение недополученных доходов при продаже месячных именных проездных билетов, утвержденного постановлением Администрации Вытегорского муниципального района от 26.03.2013 N 251 (далее - Порядок), между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства Вытегорского муниципального района (далее - Управление ЖКХ транспорта и строительства ВМР) и Обществом, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, 01.01.2017 заключен договор о предоставлении субсидии, согласно пункту 1.1 которого Управление ЖКХ транспорта и строительства ВМР в 2017 году предоставляет получателю субсидии денежные средства (субсидии) на возмещение недополученных доходов при продаже месячных именных проездных билетов, стоимость которых установлена абзацами 9 и 10 пункта 1 Решения N 143.
В рамках указанного договора Обществу предоставлены в качестве субсидии денежные средства в сумме 1 344 135 руб., которые определены в соответствии с расчетом, установленным Порядком.
В ходе плановой проверки Общества по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Управлением выявлено, что стоимость месячных именных проездных билетов, проданных Обществом в количестве 148 штук на сумму 125 198 руб., не предусмотрена абзацами 9 и 10 пункта 1 Порядка, поэтому возмещение недополученных доходов от их продажи не соответствует условиям предоставления субсидии и согласно абзацу 4 подпункта 2.2.2 пункта 2.2 раздела 2 договора, абзацу 4 пункта 7 Порядка является основанием для возврата в районный бюджет субсидии, предоставленной транспортной организации.
По итогам проверки Управлением составлен акт от 26.09.2018 N 5 и в отношении Общества вынесено предписание от 22.10.2018 N 7, в соответствии с которым Общество обязано в срок до 20.12.2018 возместить в районный бюджет неправомерно полученную субсидию в сумме 125 198 руб. (том 1 л.д. 55-56).
Вступившим в законную силу решением от 07.10.2019 по делу N А13-8901/2019 Арбитражный суд Вологодской области отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Управления от 22.10.2018 N 7.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 10.02.2020 по делу N А13-14043/2019 с Общества в доход бюджета Вытегорского муниципального района взыскан ущерб в сумме 125 198 руб.
При этом судами указано, что право Общества на взыскание убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, подлежит защите в ином порядке.
Необоснованно полученная субсидия в сумме 125 198 руб. возвращена Обществом в бюджет района платежным поручением от 27.02.2020 N 3.
В претензии от 10.02.2020 Общество, ссылаясь на то, что поскольку нормативными актами района не предусмотрено субсидирование недополученных доходов от продажи месячных именных проездных билетов по льготным ценам, обусловленным абзацем 7 пункта 1 Решения N 143, то возмещение таких доходов за 2017 год осуществляется в порядке взыскания убытков, в связи с чем потребовало у Управления их уплаты в размере 125 198 руб. (том 1 л.д. 94-95).
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества законными и обоснованными по праву и размеру, в связи с чем удовлетворили иск в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к способам защиты гражданских, в том числе имущественных, прав отнесено возмещение убытков. Следовательно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права и публично-правовых образований. При этом привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Согласно статьям 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Управление ссылалось на то, что сумма заявленных Обществом убытков возникла в результате продажи месячных именных проездных билетов студентам Техникума по ценам, предусмотренным абзацем 7 пункта 1 Решения N 143. Однако, как указывало Управление, данное образовательное учреждение не относится к профессионально-техническим и техническим училищам, поименованным в абзаце 7 пункта 1 Решения N 143.
Общество, подтвердив продажу по льготным ценам месячных именных проездных билетов студентам указанного Техникума, полагало, что примененная в абзаце 7 пункта 1 Решения N 143 терминология в части указания видов образовательных учреждений не предусмотрена действующим законодательством, а ранее действовавшее законодательство приравнивало техникумы к училищам, также являющимся средними специальными учебными заведениями.
Суды, оценив доводы сторон спора, пришли к выводу, что предметом их разногласий является возможность отнесения Техникума к профессиональным образовательным учреждениям, перечисленным в абзаце 7 пункта 1 Решения N 143, а именно к профессионально-техническим или техническим училищам.
Признавая исковые требования истца подлежащими удовлетворению, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) под профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
В силу пункта 5 статьи 10 Закона об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Согласно статье 23 указанного Закона, в которой установлены типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, наряду с дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями указаны профессиональные образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения (подпункт 3 пункта 2).
В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона об образовании в учреждениях среднего профессионального образования обучение ведется по двум типам программ подготовки: квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена.
Согласно последовательно принятым Типовым положениям об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 N 1168, от 03.03.2001 N 160 техникум наряду с училищем, колледжем и техникумом - предприятием (учреждение) относился к средним специальным учебным заведениям. При этом под техникумом (училищем) понимался основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Несмотря на то, что в Типовом положении об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 N 543, упоминания об училищах не содержится, пунктом 7 указанного Положения такие средние специальные учебные заведения как техникум и колледж признаны реализующими основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и углубленной подготовки соответственно.
В результате системного анализа данных правовых норм суды пришли к обоснованному выводу о том, что профессионально-технические и технические училища, относившиеся ранее к средним специальным учебным заведениям, преобразованы в профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения, что по типу образовательного учреждения и по уровню образования соответствует как училищам, так и техникумам.
На момент установления льготы абзацем 7 пункта 1 Решения N 143 и предоставления субсидии в 2017 году законодательно установленного понятия профессионально-технических и технических училищ либо техникумов не существовало, равно как и различий в их статусе.
Как верно указали суды, согласно Закону об образовании статус учебного заведения определяется не названием, а тем, является ли учреждение профессиональной образовательной организацией и имеет ли лицензию и аккредитацию образовательных программ.
Из материалов дела судами установлен, что Техникум создан 03.02.2010 на основании постановления Правительства Вологодской области от 29.06.2009 N 987 в результате реорганизации государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Вытегорский политехнический техникум" и государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N 56" и до утверждения устава в новой редакции 26.05.2015 имело наименование - бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области "Вытегорский политехнический техникум" и относилось к типу - образовательное учреждение среднего профессионального образования.
В соответствии с действующей с 26.05.2015 редакцией устава данный Техникум является профессиональной образовательной организацией, обладающей с 25.11.2011 лицензией на право ведения образовательной деятельности по ряду образовательных программ с уровнем образования - начальное и среднее профессиональное образование; с 20.11.2015 - лицензию на право оказания образовательных услуг по реализации ряда образовательных программ, уровень образования - среднее профессиональное образование.
Установив данные обстоятельства, суды признали, что использование в абзаце 7 пункта 1 Решения N 143 терминологии, не соответствующей действующему законодательству об образовании, является дефектом юридической техники при создании муниципального нормативно-правового акта и не должно влечь за собой отказ во взыскании убытков, вызванных применением Обществом спорной нормы при предоставлении льгот на проезд.
Факты продажи Обществом проездных билетов именно тем лицам, которые указаны в абзаце 7 пункта 1 Решения N 143, установлена ранее Управлением в ходе плановой проверки Общества, что зафиксировано в акте от 26.09.2018 N 5 и в решениях Арбитражного суда Вологодской области от 07.10.2019 по делу N А13-8901/2019 и от 10.02.2020 по делу N А13-14043/2019, а следовательно, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежали доказыванию вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела.
Поскольку Общество в соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения N 143 правомерно продало в 2017 году по льготным ценам студентам Техникума месячные проездные билеты в количестве 148 штук, суды обоснованно признали должником в спорном обязательстве Управление и удовлетворили требования Общества по возмещению убытков, связанных с предоставлением льгот в размере 125 198 руб. за счет казны Вытегорского муниципального района.
Несогласие Управления с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств само по себе не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку исследование доказательственной стороны спора относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы ответчика, основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на иную оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А13-4193/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Финансового управления Администрации Вытегорского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.