06 апреля 2021 г. |
Дело N А56-30654/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 30.12.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" Бокряжовой Н.А. (доверенность от 11.01.2020),
рассмотрев 06.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургская эксплуатационная компания-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А56-30654/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (после переименования - общество с ограниченной ответственностью "Петербургская эксплуатационная компания-1"; адрес: 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, д. 3, лит. А, пом. 11-Н, оф. 2; ОГРН 1157847416077; ИНН 7841031923; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; ОГРН 1037867000115; ИНН 7841000298; далее - Инспекция) от 28.02.2020 N 616-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" (адрес: 192007, г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 239, лит. А; ОГРН 1089847266398; ИНН 7816445737; далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района").
Решением суда первой инстанции от 01.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представители Инспекции и ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" просили в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 27.12.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Бухаресткая, д. 23, корп. 1, лит. А.
Инспекция, проведя проверку заявления и приложенных к нему документов, пришла к выводу о несоответствии их порядку внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, поскольку решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом от 25.12.2019 N 2512-ПР-1, не является последним решением собственников; сведения о многоквартирном доме размещены в разделе реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района".
Распоряжением Инспекции от 28.02.2020 N 616-рл Обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга.
Общество, не согласившись с указанным распоряжением Инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в реестр лицензий, а также о правомерности и обоснованности оспариваемого распоряжения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Порядок N 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего, в частности, сведения об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), об основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом (подпункт "б").
В перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установленный пунктом 3 Порядка N 938/пр, включены копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом (подпункт "а"); копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "в"), а в пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (подпункт "б").
В данном случае, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Инспекцией в ходе проверки заявления Общества выявлено, что сведения о многоквартирном доме размещены в разделе реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района".
Поскольку от ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района" не поступало заявления о внесении изменений в реестр лицензий, Инспекция решением от 17.01.2020 приостановила рассмотрение заявления Общества, запросила необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов и провела проверку полученного заявления и документов.
Судами также установлено, что помимо решения, оформленного протоколом от 25.12.2019 N 2512-ПР-1, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом от 30.12.2019 N 2/19, о выборе в качестве управляющей организации ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района".
В связи с этим Инспекцией на основании подпункта "б" пункта 9 Порядка N 938/пр принято решение об отказе Обществу во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления и документов.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А56-30654/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургская эксплуатационная компания-1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Петербургская эксплуатационная компания-1" (адрес: 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, д. 3, лит. А, пом. 11-Н, оф. 2; ОГРН 1157847416077; ИНН 7841031923) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 01.02.2021 N 1005.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (подпункт "б").
...
Судами также установлено, что помимо решения, оформленного протоколом от 25.12.2019 N 2512-ПР-1, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом от 30.12.2019 N 2/19, о выборе в качестве управляющей организации ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района".
В связи с этим Инспекцией на основании подпункта "б" пункта 9 Порядка N 938/пр принято решение об отказе Обществу во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления и документов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2021 г. N Ф07-1975/21 по делу N А56-30654/2020